Об «олимпийском» этапе кругосветного путешествия российского учебного парусника «Крузенштерн», о том, как справлялась команда с акклиматизацией и чем встречала в Ванкувере многочисленных гостей в интервью РИА Новости рассказал представитель судовладельца – ректор Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота Владимир Волкогон.
– Как перенесла команда переход из Панамы в северные широты?
– После выхода «Крузенштерна» в начале декабря из Калининграда времена года на борту барка менялись уже несколько раз. Оказалось, что сложнее переносится не холод, а жара. На судне есть своя методика адаптации к смене климатических условий: при движении на юг изменяется рацион питания – в меню появляется больше овощей, фруктов, соков и свежей выпечки. Запасы пресной воды практически не ограничены. На полубаке оборудуют душ, чтобы после солнечных ванн и судовых работ можно было постоять под теплым «забортным» дождем. Главное же при подъеме к северным широтам – это теплая одежда. После Панамы десять градусов тепла в Ванкувере показались нашим морякам легким морозцем. В город выходили в теплых куртках, но привыкли быстро, а главное – никто не заболел.
– Какие мероприятия прошли на борту «Крузенштерна» в дни Олимпиады?
– Главным событием «олимпийского» этапа плавания стал так называемый «открытый борт» – за 18 дней на судне побывало более семи с половиной тысяч человек! Для посетителей было открыто почти все – судовой музей, ходовой мостик, курсантские кубрики... На палубе были развернуты выставки, посвященные 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и 90-летию рыбопромысловой отрасли России. Среди многочисленных гостей были мэры Северного и Западного Ванкувера. Дело в том, что наш барк ошвартовался у старого причала, откуда и начиналась история Ванкувера – теперь эта часть мегаполиса называется Северный Ванкувер. А прямо через залив, буквально в полукилометре, в последние годы выросли современные небоскребы нового Ванкувера – эта часть города носит имя Западный Ванкувер. Посетили «Крузенштерн» и руководители российской делегации на Олимпиаде.
На борту побывало несколько российских и канадских съемочных групп. Для модного российского музыкального канала курсанты Денис Боярчук и Константин Филобок исполнили написанную во время рейса песню «Морские бушлаты».
Не все мероприятия, впрочем, были приурочены к Олимпиаде. Например, были встречи с коллегами из местной «мореходки». Не забыли и про масленицу – а какая же масленица без домашних блинов! Их доставили на корабль представители многочисленной русской диаспоры Ванкувера. Блины, по словам курсантов (в этом вопросе им вполне можно доверять), получились изумительные: сделаны по всем русским традициям и с канадской «изюминкой» – кленовым сиропом.
– Каковы впечатления туристов от «Крузенштерна»?
– «Крузенштерн» был своеобразным филиалом «Русского дома». Канадцев особенно интересовал быт курсантов – зарядка, камбуз, кубрики. Были и весьма необычные туристы – например, немецкий путешественник Рольф Беккер: на своем стареньком «Трабанте» он проехал полмира. У нас в России добрался до Новосибирска, а потом на гордости «ГДР-овского автопрома» пересек Канаду с востока на запад, добравшись и до олимпийского Ванкувера. По его просьбе капитан барка Михаил Новиков расписался на капоте уникального «Трабанта». Теперь Беккер собирается на Олимпиаду в Сочи.
Курсанты не раз выступали прямо на палубе с настоящей концертной программой: матросский танец «Яблочко» и кавказская лезгинка, брейк-данс и «Калинка» быстро заводили гостей! Настоящим сюрпризом для канадцев стала «фирменная» песня «Паруса «Крузенштерна» – ее слова ребята специально перевели к Олимпиаде на английский. Впрочем, для многих гостей судна родным языком был русский – это многочисленные бывшие наши соотечественники, для которых «Крузенштерн» с развевающимся российским флагом стал кусочком покинутой Родины…
Добавлю, что парусник был особенно популярен даже у портовых властей: такого количества различных проверок в иностранных портах – от соответствия санитарным нормам до вопросов «борьбы за живучесть судна» – на корабле не припомнят…
– Часто ли на борт заходили российские спортсмены и болельщики?
- Конечно. Проще сказать, кого из спортсменов на борту не было! Но самой долгожданной для экипажа была встреча с нашими лыжниками Никитой Крюковым и Александром Панжинским, завоевавшими для нашей сборной первое «золото» и «серебро» в лыжном спринте на 1500 метров. Олимпийские призеры признались, что впервые поднимаются на борт парусника и попросили капитана провести экскурсию. Кают-компания и курсантский кубрик, оборудованный по последнему слову техники капитанский мостик и старинный штурвал, корабельная часовня и музей – видно было, с каким интересом слушают спортсмены рассказ о жизни команды во время долгих морских переходов. Никита Крюков сразу же надел подаренную капитаном фирменную «крузенштерновскую» кепку. Но времени на экскурсию у олимпийцев было немного – члены экипажа с нетерпением ждали момента, когда можно будет сфотографироваться на память и взять автограф у наших олимпийских героев. «Фотосессия» затянулась надолго – почти полтора часа курсанты расспрашивали олимпийцев о том, что творилось на лыжных трассах, и с удовольствием рассказывали, как сорвали голоса, скандируя «Россия! Россия!». А наши медалисты признались, что самый горячий прием им был оказан именно на «Крузенштерне».
- Удалось ли команде принять участие в олимпийской жизни Ванкувера?
– Все 180 участников экспедиции – постоянный экипаж и курсанты – побывали на соревнованиях. Билеты для команды приобретали в основном за счет Росрыболовства, но частично и из средств судна. Самыми дорогими билетами поощряли – так, в день рождения подшкипера Игоря Майорова ему вручили билет на хоккейный матч с участием российской сборной. Игорь сказал, что такого ценного подарка на день рождения еще не получал, да и отметить день рождения на Олимпиаде – немногим выпадает такая удача!
- Каков дальнейший маршрут «Крузенштерна»?
- Парусник идет в Мексику и снова пройдет через Панамский канал... Но теперь это будет, можно сказать, рутинный переход – ведь опыт у команды уже есть! Из Мексики барк зайдет в порты Венесуэлы и Кубы, а потом ему снова предстоит трансатлантический переход. Мы ждем судно в Калининграде в конце мая – там и будем подводить итоги этой уникальной международной экспедиции.