Рейтинг@Mail.ru
Школьники с помощью ИКТ могут делать свои маленькие научные открытия - РИА Новости, 15.03.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Школьники с помощью ИКТ могут делать свои маленькие научные открытия

© Фото : Предоставлено ГУ-ВШЭРектор Московского института открытого образования, член-корреспондент РАН и РАО Алексей Семенов
Ректор Московского института открытого образования, член-корреспондент РАН и РАО Алексей Семенов
Читать ria.ru в
Дзен
О том, как можно использовать современные информационные и коммуникационные технологии на уроках, в интервью РИА Новости рассказал ректор Московского института открытого образования, член-корреспондент РАН и РАО Алексей Семенов.

Информатика – один из самых молодых и быстро меняющихся предметов школьной программы. О том, как можно использовать современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) на уроках, в интервью РИА Новости рассказал ректор Московского института открытого образования, член-корреспондент РАН и РАО Алексей Семенов.

- Россия всегда отставала в развитии информационных технологий от Запада. Было ли таким же отставание в преподавании информатики? Когда она впервые появилась в российских школах?

- Отставание началось не сразу, но к 80-м годам уже сформировалось. А вот в школьной информатике дело пошло иначе. В 1985 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс», которое было перепечатано в издаваемом ГУ-ВШЭ журнале «Вопросы образования» в 2005 году. Документ не был идеологическим и содержал конкретные положения по разработке нового предмета под названием «Основы информатики и вычислительной техники». Также в нем была заложена идея, что образовательный процесс может существенно трансформироваться за счет использования в нем информационных технологий. В основу постановления лег лозунг академика Андрея Ершова: «Программирование – вторая грамотность». Как видно сегодня, мы тогда опередили Запад.

- То есть изначально предполагалось, что всех школьников будут учить программированию?

- Да, только программирование имелось в виду не узкоспециализированное компьютерное. Тогда и компьютеров столько не было, чтобы хотя бы по одному поставить в каждой школе. Программирование подразумевает и представление человека о планировании им собственных действий. Например, последовательное выполнение каких-то действий для достижения результата или циклическое повторение действий, пока не исполнится какое-то конкретное условие.

Мы уже 20 лет успешно учим детей в начальной школе алгоритмическому и логическому мышлению на наглядных примерах: нитках с бусинами, рисунках; таким образом, развивается умение планировать свои действия – программировать их. Этот подход нашел отражение и в новом образовательном стандарте для начальной школы в разделе «Математика и информатика». В основной школе дети учатся решать более сложные задачи, не обязательно на наглядных образах, а, например, в мире чисел, который ассоциируется именно с компьютерами. В этом плане мы не только не отстаем от других стран, но и опережаем их. Признание этого факта мировым сообществом отразилось, как мне кажется, и в премии ЮНЕСКО, присужденной мне за информатизацию образования в 2009 году.

- А каким должен быть подход к изучению информационных и коммуникационных технологий?

- Основной объем технологических знаний должен осваиваться в ходе применения этих технологии, которые сейчас используются повсеместно. Если большая часть текстов сегодня пишется на компьютере, то почему мы должны настаивать на том, чтобы письменные задания ученик выполнял только ручкой на бумаге? Сейчас мало кто и умножает многозначные числа в столбик на бумаге. Почему же мы так уверены, что дети должны делать это быстро и безошибочно?

Дети в начальной школе могут фотографировать окружающий мир, делать короткие фильмы, снабжать их небольшими комментариями и потом показывать классу, рассказывая о своих наблюдениях. Это - мощное средство развития устной и письменной речи.

На уроках физики цифровые измерительные приборы, средства математической обработки и визуализации данных помогут школьникам вести наблюдения, ставить эксперименты и обрабатывать их результаты, выдвигать и проверять гипотезы, делать свои маленькие научные открытия. На уроках истории учащиеся могут сравнивать собранные ими данные из семейной истории (допустим, записи рассказов своих бабушек и дедушек) со сведениями, собранными в Интернете.

Формируется ИКТ-комптентность, то есть умение решать различные задачи посредством использования современных ИКТ-инструментов и источников информации.

- Это довольно далекая перспектива...

- В определенном смысле школам действительно еще далеко до реализации всех названых мною принципов. Но это проблема не отсутствия необходимого оборудования, оно появляется в школах довольно быстро, как, к примеру, Интернет в ходе приоритетного нацпроекта «Образование». Проблема в преподавателях, которые по объективным причинам очень медленно начинают грамотно использовать ИКТ в образовательном процессе. Даже если школа и подключена к Интернету, учителя редко им пользуются, как и остальными информационными технологиями.

Однако сейчас ситуация меняется радикально. Раньше ничто не «подгоняло» учителя. Но сегодня уже принят новый стандарт школьного образования, который можно назвать «стандартом информатизации». Он включает в себя все те универсальные учебные действия, инструментами которых являются информационные и коммуникационные технологии.

Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала