Рейтинг@Mail.ru
Онищенко: Продажу всего спиртного в РФ нужно запретить с 21 часа - РИА Новости, 14.03.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Онищенко: Продажу всего спиртного в РФ нужно запретить с 21 часа

Читать ria.ru в
Дзен
Всемирный день защиты прав потребителей, отмечаемый 15 марта, в этом году посвящен защите финансовых прав граждан. О том, как повысить финансовую грамотность населения и в чем «польза» свиного гриппа, в интервью РИА Новости Екатерине Ефимовой рассказал главный государственный санитарный врач РФ, глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко.

Всемирный день защиты прав потребителей,  отмечаемый 15 марта,  в этом году посвящен защите финансовых прав граждан. О том, как повысить финансовую грамотность населения,  в чем «польза» нашумевшего свиного гриппа и  зачем нужно запретить алкоголь и табак в художественных фильмах, в интервью руководителю редакции «Общество» РИА Новости Екатерине Ефимовой рассказал главный государственный санитарный врач РФ, глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко.

- Геннадий Григорьевич, в  Роспотребнадзор ежедневно поступают письма и звонки от потребителей, права которых оказались ущемлены. Могли бы Вы назвать, какие сферы были наиболее проблемными в 2009 году?

- Самым ярким показателем тенденций в сфере защиты прав потребителей являются обращения наших граждан. В минувшем году мы зарегистрировали 314 тысяч таких обращений, из них, по вопросам защиты прав потребителей - 190 тысяч или 61%.

Анализируя содержание жалоб, можно сказать, что 60% из них были связаны с неправомерными действиями в сфере торговли, 22% - в сфере услуг и где-то 18% - это иные вопросы, которые затрагивают потребительские интересы населения.

При этом в первой категории чаще всего нарекания возникают в связи с технически сложными товарами бытового назначения. Например, телевизоры, стиральные машины, холодильники. Еще одна группа обращений касалась качества товаров текстильной промышленности – порядка 20%, другая (17%) - продовольственных товаров, а затем по нисходящей - мебель, автомобили (4%), лекарственные средства (2%), алкогольная продукция (1%).

В сфере услуг по числу жалоб лидирует жилищно-коммунальный комплекс  - почти 70% обращений. Затем идут финансовые услуги, услуги связи, общественное питание, туристические услуги, медицинские услуги.

- Касаясь финансовых услуг, какие успехи здесь есть?

- Девиз Дня защиты прав потребителей: «Наши деньги, наши права».   Причина понятна – те проблемы, с которыми столкнулись люди  в экономике, они, прежде всего, коснулись финансовых услуг, тех займов, которые люди брали в банках. Кредитные организации, страхуя свои риски, закладывают в договорные отношения такие условия, которые не видны непрофессиональным взглядом,  но, по факту, сумма  долга у исправно выплачивающего его заемщика не только не уменьшается,  а даже увеличивается. Речь идет также о навязывании услуг:  страхование жизни при крупной сумме займа, плата за открытие и ведение ссудного счета.

Мы видим определенную динамику: от полного отрицания Роспотребнадзора, как службы, которая позиционирует себя на рынке финансовых услуг, до нормального диалога с банками.

Очень большим достижением я считаю то, что президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) 2 марта вынес решение в пользу защиты прав потребителей в отношении ЗАО КБ «Русский банк развития». Позиция нашего территориального управления по Москве была признана правомерной. ВАС поддержал нас по вопросам недопустимости практики одностороннего изменения банками условий кредитного договора, применения договорной неустойки за нарушение заемщиком сроков выплат, нарушения прав потребителей на альтернативную подсудность, то есть,  фактическое рассмотрение всех споров по месту нахождения банка.

- Начинается сезон отпусков, как обстоит дело с правами граждан в сфере туристических услуг?

- В прошлом году вокруг туризма было много шума, и этот шум был во многом ангажирован. Никаких прав здесь никто не ущемлял, мы просто людей предупреждали: в те страны ехать можно, а те – нельзя, и люди сами могли принять или не принять то или иное решение, если это взрослые люди.

Туристическое сообщество умалчивает о другом: те  договора, на основании которых наши люди ездят за рубеж, это, как говорится, игра в рулетку. Часто дети уезжают, не имея никаких медицинских страховок. Не дай Бог, что-то случится, и тогда  оказание медицинской помощи  из рутинного мероприятия превратится в политическое действие с привлечением МИДа. Конечно, этот рынок нужно цивилизовать. Кто отвечает сегодня за размещение детей, за условия, в которых они оказываются? Турфирма говорит: «Мы только покупали билеты»…

Должна быть определена ответственность на все случаи неординарных ситуаций. Проблема гриппа, которая возникла в начале прошлого года, она просто высветила все те «родимые пятна», которые есть в этом бизнесе.

- В конце прошлого года компоненты галлюциногенных курительных смесей были приравнены в РФ к наркотическим веществам. Но подпольная торговля смесями, оказывающими влияние на сознание, продолжает процветать. Какие шаги еще нужно предпринять?

- В 2007 году по этому вопросу серьезно выступила Европа,  а у нас соответствующие структуры отмолчались. Тогда, видя несовершенство нашего законодательства, преступный бизнес решил прийти в Россию. Они начали регистрировать смеси под видом ароматических трав, ароматизаторов для помещений и, используя зарегистрированные названия, завозили совсем другие продукты.

Зафиксировав это, мы дали поручения изымать эти смеси из продажи и обратились за поддержкой и к наркоконтролю, и к милиции. В ряде регионов реакция была адекватной, а в ряде – нет. Мы потеряли достаточно много времени. И только после обсуждения этой проблемы на Государственном антинаркотическом комитете и принятия постановления правительства, дело сдвинулось.

Но вопрос не решился окончательно. Я не исключаю, что завоз идет, и со стороны Китая, и со стороны Европы с  помощью индивидуальных перевозчиков. Человек везет продукцию, не подлежащую надзору, она якобы для личных нужд. Торговля ушла в подполье. И здесь нужны серьезные меры.

- Каких навыков не хватает сегодня современному потребителю?

- Зачастую, к сожалению, мало кто читает то, что пишется на этикетках. Сколько калорий содержит продукт, какие в нем есть добавки, каково содержание углеводов и жиров. Да и производители указывают далеко не все. Например, содержание сахара в продукте, что критически важно для людей с эндокринными заболеваниями. Этикетка должна говорить правду о продукте. Взять хотя бы молоко, техрегламент на которое мы приняли. Человек  должен знать, что есть натуральное питьевое молоко, и есть добротный хороший продукт, воспроизведенный из сухого молока. Это  молочный напиток, продукт немного другого качества. Человек платит деньги и должен понимать, за что. Потребитель должен стать равноправным партнером этого рынка.

- К вопросу о молоке. Роспотребнадзор сейчас судится с молокозаводом в Якутске, продукцией которого в феврале отравились почти 300 человек. А люди могут рассчитывать  на компенсации вреда своему здоровью?

- Через нас подано 66 исковых заявлений граждан. Предварительная подготовка к судебному разбирательству по 6 исковым заявления прошла 11 марта. В ближайшее время пройдут заседания еще по 16-ти, а первое судебное заседание назначено на 9 апреля.  Работа продолжается, всего к нам с жалобами обратился 141  человек.

Если раньше разбирательство шло между государством и предприятием, а люди оставались в стороне, то сейчас мы меняем практику. Да, государство серьезно либерализовало рынок, но если ты  нарушил – то отвечай по всей строгости закона. Мы хотим, чтобы людям был компенсирован ущерб: и моральный, и реальный.

- В последнее время в России участились вспышки кишечных заболеваний. Не связано ли это   с тем,  что бизнес получил «зеленый свет» с точки зрения различных проверок и сертификатов, без которых раньше не открывалось ни одно производство или предприятие питания?

- Сейчас идет рост кишечных инфекций, и это мы заметили по началу года. Отчасти, это связано с тем,  что идет активизация вирусных инфекций, которые передаются через воду и пищу: энтеровирусы, ротавирусы. В ближайшее время мы дадим системные установки, чтобы к началу детского оздоровительного сезона эти вещи были минимизированы.

Что касается либерализации, то недавно вступило в силу инициированное нами решение – отмена сертификации пищевой продукции и парфюмерно-косметической продукции. Вместо этого введена процедура обязательного декларирования всех качеств продукта. Это действительно нужно было сделать. Но это не означает, что с производителя снята ответственность. Нужно просто ее повышать по целому ряду статей.

- Сейчас активно обсуждается вопрос об ограничении на федеральном уровне продаж алкоголя в вечернее и ночное время. Уже принято решение об обязательном предъявлении  покупателями документов, удостоверяющих их возраст (18 лет). Ваша точка зрения на эти нововведения? Нужно ли запрещать торговать и пивом в вечернее время?

- Нужно запрещать торговлю всем алкоголем в вечернее и ночное время. Это нормальная, цивилизованная норма. Проблема доступности является ключевой в вопросах профилактики пьянства и курения, особенно, для молодежи.  И здесь есть два аспекта:  доступность ценовая, и территориальная. А если получается, что «протянул руку – и вот оно», то как ребенка ни воспитывай, соблазн велик.

Как, например, поступают наши северные соседи – финны? Там все жестко: алкоголь не в любом магазине купишь,  а продажи строго ограничены по времени.

- И там очередь выстраивается у этих магазинов уже в девять утра…

- Ну и что. Скорее всего, это очередь из тех людей, которые, к сожалению, уже больны. Зато у них нет такого уровня алкоголизма и продолжительность жизни выше. Давайте сравним: что важнее на 10 лет дольше прожить или очереди? Когда очередь за хлебом – это катастрофа для государства, за молоком, за детским питанием… А когда за этим зельем – нет.

Ограничения по времени – это мера, проверенная жизнью. И, конечно, надо запрещать с девяти вечера. Сейчас есть предложения – запретить с  23 часов. Так давайте с ноля начнем, когда все уже спят? Девять часов  - это наиболее активное время, когда человек еще и спать не лег, и домой еще не совсем пришел. А главный  аргумент, который выдвигается в пользу смещения планки – таксисты будут торговать алкоголем. Так, работать надо с такими таксистами…

Касаясь возрастного ценза, который у нас составляет 18 лет, напомню, что в США – это 21 год, на Украине и в Казахстане уже тоже 21. Считаю правильным требовать удостоверяющие документы, так как не всегда понятно, есть покупателю 18 или нет.

Есть и другая проблема. Ликероводочные предприятия наших Северо-Кавказских республик отчитываются по году о том, что их мощности загружены на 5-10%, то есть они фактически на грани банкротства. На самом деле это не так. Днем выпуск продукции осуществляется как надо – с акцизами, через склады, а ночью на тех же линиях производятся спиртные напитки, которые не облагаются акцизом и, естественно, продаются  по совсем другим ценам. И даже государственная статистика говорит, что у нас 40-50% алкоголя находится в нелегальном поле. Нужно здесь находить решения, которые приведут к реальной ответственности, а не просто к штрафам.

- Борьба со скрытой рекламой алкоголя в художественных фильмах также недавно обсуждалась в СМИ. Какие у Роспотребнадзора предложения?

-  Надо понимать, что за критикой стоят корпоративные интересы. Преподносится все так, как будто этого нигде нет. Но в США подобные ограничения, например, действуют.

Вся поведенческая линия подростков строится на подражании старшим. На киношных образах выросли целые поколения. Это формирование определенной модели поведения. И в цивилизованных странах есть запреты на скрытую рекламу, которая не продвигает определенную марку табака или алкоголя, а рекламирует образ его применения. Есть запрет на то, чтобы положительные герои в фильмах пили и курили. Сравним наш боевик с американским. В нашем кино положительные, сильные, любящие и думающие о Родине главные герои курят и пьют, а в американском боевике – ни один. И никакой художественный смысл не теряется.

А почему наше телевидение так этому сопротивляется? Да, потому, что оно «сидит» на рекламе спиртных напитков, того же пива. А эти две главные причины низкой продолжительности жизни – алкоголь и табак – это плюс десять лет жизни. И надо об этом говорить,  чего бы это ни стоило.

- Ваш прогноз на весну-лето по ситуации с гриппом? Есть ли риск возвращения уже подзабытого «птичьего» гриппа (H5N1) с началом весеннего перелета птиц?

- Мы о нем не забыли. У нас ведется мониторинг за этим гриппом,  а также за так называемым свиным гриппом. Первая волна H1N1 прошла. На эту неделю уровень циркуляции этого гриппа в общем объеме невысокий. Мы регистрируем превалирование сезонного гриппа типа B.

Осенью текущего года прививаться будем трехкомпонентной вакциной против гриппа, куда войдут штаммы A/H1N1 (California 07/2009), A/H3N2 (Рerth 16/2009) и B (Brisbanе 60/2008).  То есть, будут заменены два штамма, один из них актуальный сейчас - свиной.

Этот грипп оправдал наши надежды, к счастью. Хотя он и успел распространиться по всему миру, но не приобрел агрессивных качеств, и это хорошо.

- То есть, свиной грипп оказался не так страшен, как «малевали». Всемирная организация здравоохранения поспешила, объявляя пандемию? Можно ли говорить о некоей ангажированности этой структуры фармкомпаниями?

- ВОЗ совершенно правильно объявила пандемию. Они собрали экспертов со всего мира и приняли решение. Новый штамм появился – да, захватил всю планету – да. И, слава Богу, что он оказался не таким страшным.

В чем были издержки? С самого начала  ВОЗ стала говорить о том, что эффективен конкретный препарат, а остальные – не эффективны. На самом деле, это не так. И такое поведение вызывает вопросы. Это делали уже действительно отдельные чиновники, и здесь было нарушение корпоративной этики, и даже устава ВОЗ.

- В России была создана собственная вакцина для защиты от свиного гриппа. Не зря потратили  4 миллиарда рублей?

- Конечно, не зря. Во-первых, мы организовали свое производство. Мы  показали, что мы в этом плане защищены. Ведь, в принципе, это была организованная природой биологическая атака на здоровье россиян. Причем потери от гриппа, они самые большие всегда, учитывая, что обычно болеет огромное число людей.  Поэтому это нужно, вакцинация продолжается, а к следующему сезону это будет уже не моновакцина, а трехкомпонентная вакцина, которую надо будет создавать.

- Возвращаясь к Всемирному дню защиты прав потребителей, что бы Вы пожелали россиянам?

-  Россиянам хочется пожелать помнить о своих потребительских правах не только в этот день, но и в другие дни года.  И не только помнить, но и уметь ими грамотно пользоваться.

Нужно уметь их отстоять, вовремя усмотреть возможные издержки и знать, куда обратиться. В этом году во всех регионах у нас будут организованы тематические приемы для граждан, потребительские уроки-практикумы, тренинги, «круглые столы» с участием представителей банков. Для молодого населения нашей страны мы размещаем информацию на интернет-сайтах.

Нас интересует и международный опыт.  Под патронатом министерства финансов РФ при участии Всемирного банка в этом году в России будет запущен проект по повышению финансовой грамотности населения, который будет работать в течение нескольких лет.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала