Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Сапсан" везет вагон проблем

© РИА Новости / Руслан Кривобок"Сапсан" отправился в первый регулярный рейс из Москвы в Санкт-Петербург
Сапсан отправился в первый регулярный рейс из Москвы в Санкт-Петербург
Правоохранительные органы считают, что организаторы движения скоростного поезда "Сапсан" между Санкт-Петербургом и Москвой не в полной мере учли интересы людей, живущих вдоль пути его следования. Маршрут движения "Сапсана" поделил территории Ленинградской, Новгородской и Тверской областей почти как Берлинская стена.

Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

Правоохранительные органы считают, что организаторы движения скоростного поезда "Сапсан" между Санкт-Петербургом и Москвой не в полной мере учли интересы людей, живущих вдоль пути его следования. Маршрут движения "Сапсана" поделил территории Ленинградской, Новгородской и Тверской областей почти как Берлинская стена.

По словам  источника РИА Новости в правоохранительных органах Северо-Западного федерального округа РФ, именно этот факт провоцирует акты вандализма в отношении проезжающих поездов.

В свою очередь, представители РЖД считают, что в ходе работ по организации движения были соблюдены все требования нормативных документов.

Камни возопиют

Поезд "Сапсан" начал курсировать по маршруту Москва - Санкт-Петербург и в обратном направлении с 17 декабря 2009 года.

"С момента запуска высокоскоростного поезда "Сапсан" правоохранительными органами уже зафиксировано девять нападений на этот экспресс. В частности, неизвестные закидывали поезд камнями и другими предметами", - сказал собеседник агентства.

Самый известный случай произошел 12 января, когда на перегоне Вышний Волочек - Леонтьево мужчина закидал поезд ледышками и разбил стекло в шестом вагоне. Позднее милиционеры задержали подозреваемого, который, по его словам, решил "отомстить" поезду за то, что был откинут от путей воздушной волной.

Стоить отметить, что хулиганские нападения случаются, как правило, на  глухих участках дороги. Это говорит о том, что злоумышленники планируют свои действия заранее.

В конце декабря премьер-министр РФ Владимир Путин выделил на охрану "Сапсана" 1 миллиард рублей. Скорее всего, на эти средства установят камеры видеонаблюдения на всем пути следования "Сапсана". Данные с них будут поступать в дежурные части линейных отделов милиции.

Кроме того, специальные группы железнодорожников будут располагаться вдоль дороги на расстоянии 25 километров друг от друга, чтобы в случае необходимости в кратчайшие сроки прибыть к месту возможного происшествия.

Источник в правоохранительных органах отметил, что в конце февраля МВД провело специальное совещание, на котором обсуждались случаи вандализма в отношении высокоскоростных поездов. В связи с этим соответствующие подразделения МВД провели комплекс профилактических мер, в числе которых оперативно-поисковые и оперативно-технические мероприятия.

"В результате проведенной работы было установлено, что граждане, проживающие в деревнях и поселках на прилегающей к железной дороге территории, высказывают крайнее недовольство по поводу неудобств, которые возникли у них после запуска этого скоростного поезда", - сообщил собеседник агентства.

По его данным, в Минтранс и ОАО "РЖД" по этому вопросу будет отправлена соответствующая информация.

Тем временем в Интернете уже давно дискутируется тема народной ненависти к "Сапсану". Некоторые предлагают бороться с актами вандализма в отношении поезда и повышать лояльность населения, возложив охрану дороги на жителей близлежащих деревень с соответствующей оплатой этой работы.

Интернет-пользователи убеждены, что для многих жителей российской провинции акты вандализма – единственный способ обратить внимание властей на свои проблемы.

"Жители Волочка не могут приехать на митинг - им не на чем (Посмотрите, что сделали с расписанием Вышний Волочек - Москва), вот и остается камни разбрасывать". "Конечно, камнями кидаться это не нормально, но думаю, в нашей стране на проблему можно обратить внимание только если будут жертвы…", - такие комментарии можно встретить на региональных сайтах Рунета.

РЖД, в свою очередь, призывает граждан не портить имущество компании. "Граждане должны помнить, что, совершая подобные действия, они нарушают нормы Уголовного кодекса РФ (статьи "хулиганство" и "вандализм")", - грозят в РЖД.

"Сапсан" заклевал электрички

Милиционеры уточняют, что особое недовольство у граждан вызывает отмена некоторых электричек между населенными пунктами, где люди проживают и работают.

"В связи с этим граждане, проживающие на территориях, граничащих с высокоскоростной магистралью, для привлечения внимания общественности к своим проблемам высказывают намерение перекрыть железнодорожные пути", - сообщил источник.

Его слова подтверждают многочисленные комментарии жителей Тверской и Новгородской областей в Интернете. Они прямо утверждают, что причины нападений на "Сапсан" в том, что курсирование скоростного поезда крайне негативно повлияло на работу электричек.

Также его запуск стал причиной отмены двух единственных бюджетных дневных поездов Москва-Петербург, которые были очень популярны у жителей этих областей. Приехать или уехать из этих регионов теперь можно только ночью и ранним утром. А в дневное время - либо очень долго электричками с неудобными пересадками, либо очень дорого на "Сапсане".

Эта проблема была поднята 2 марта на круглом столе в администрации Тверской области. Начальник департамента транспорта и связи Тверской области Церен Церенов признал, что пуск "Сапсана" сильно повлиял на расписание движения пригородных поездов, особенно в Торжокском и Лихославльском районах.

ОАО "РЖД" отменило дневные электрички на участке Тверь-Торжок. Теперь из Твери в Торжок ходит всего три электрички в день: в 6.34, 18.12 и 22.00. Из Торжка в Тверь: в 5.36, 9.19 и 20.55. А ведь многие жители Торжка вынуждены ежедневно ездить в Тверь и обратно на работу и учебу.

Ситуация усугубляется ещё и тем, что на участке Торжок – Лихославль (сообщение между которыми осуществляет только эта электричка) невозможно организовать автобусное сообщение из-за отсутствия автомобильной дороги соответствующего класса.

От пассажиров пригородных электропоездов в общественные организации по защите прав потребителей на территории Тверской области поступает большое число жалоб и по другим нарушениям графика движения пригородных электропоездов. В том числе, в связи с движением поезда "Сапсан" отменяются или простаивают рабочие поезда – как следствие, растет безработица.

Жители области в блогах и комментариях утверждают, что письма и заявления, адресованные губернатору Тверской области Дмитрию Зеленину, различные департаменты РЖД, Октябрьской дирекции, начальнику службы по связям с общественностью Октябрьской железной дороги Виктору Корсакову, на сайт президента РФ и другие ведомства так и остались без ответа. В лучшем случае граждане получали отписку, что письмо передано по назначению.

Создана абсурдная ситуация: люди живут возле железной дороги, но количество поездов, которые для них удобны, последние годы постоянно сокращается. После запуска "Сапсана" убрали последние. В частности, из расписания был исключен поезд "Юность": как объяснили в РЖД, тихоходный состав "не стыкуется" со скоростными поездами нового поколения.

При этом совершенно непонятно, почему "Юность" не отправлять вслед за "Сапсаном". Скоростные поезда отправляются по графику, похожему на время отправления бывшего поезда 165/166 "Невский экспресс", которому "Юность" не мешала".

"Сапсан" строит стены

Также немало нареканий вызывает и качество железнодорожной инфраструктуры на пути следования "Сапсана" - пешеходные переходы не соответствуют стандартам безопасности, нет автомобильных путепроводов, крайне плохо оборудованы платформы.

Начальник Московского УВД на железнодорожном транспорте генерал-майор милиции Андрей Алексеев отметил, что для предотвращения возможных столкновений поезда с людьми и животными уже возводится специальное ограждение на всем маршруте высокоскоростного поезда, длина которого составляет почти 800 километров.

Это может решить проблему передвижения диких животных. До сих пор, весьма высокой остается угроза жизни, в частности, лосей, часто переходящих рельсы. Однако назвать строительство ограждения вдоль колеи успешным решением всех проблем придорожной зоны весьма проблематично.

Руководитель пресс-службы РЖД Дмитрий Перцев предлагает гражданам не ходить вдоль железнодорожных путей и не приближаться к идущему поезду – "тогда и не пострадаете".

Заметим, что на большей части пути следования "Сапсана" соблюдать эти простейшие правила безопасности не так уж и просто. В маленьких населенных пунктах часто рельсы являются единственной дорогой. Учитывая ширину колеи, отойти от поезда можно только в сугроб или болото.

Так что соблюдать правила РЖД гражданам не позволяет и отсутствие простейшей инфраструктуры. Это касается не только дорог, но и переходов через пути. В поселке Чупряновка Тверской области, например, "Сапсан" надолго отрезает дорогу в Тверь и обратно не только работающему населению, но и пожарным, скорой помощи, а также туристам. Место теряет свою привлекательность, что лишает работы и средств к существованию многих местных жителей.

Как сообщает местная пресса, в Лихославльском, Торжокском районах дети из-за отмены поездов по пять часов не могут добраться из школы домой, вынуждены без еды и присмотра весь день ждать единственного поезда, либо добираться домой на попутках.

Ограждения вдоль всего пути следования "Сапсана" сделают местную жизнь менее опасной. Поезд поднимает мощные вихревые потоки, которые могут увлечь вещи, да и самих пассажиров, с перронов. Этот воздушный поток способен поднять гравий с пути. Так что забор, очевидно, может спасти жизнь и здоровье живущих возле железнодорожной колеи граждан, но при этом сделает их существование еще более дискомфортным.

Заметим, что за границей поезда огорожены далеко не во всех городах. Просто их путь прокладывают в стороне от людей: в оврагах или вдоль многополосных автомобильных шоссе. Так что главный способ безопасности скоростных шоссе за рубежом – не ограждения, а прокладывание рельс в местах, где они не мешают людям.

Дали трещину

Зарубежный опыт свидетельствует, что для скоростных поездов необходимо строить новые линии, а не тратить деньги на сизифов труд капитального ремонта. Это правило подтверждает проблема износа колес "Сапсана".

В Европе скоростные поезда ходят по отдельным путям, где нет стыков, стрелок, переездов. Российские пути общего пользования, по которым запустили "Сапсан", не подготовлены к движению поездов на таких скоростях. РЖД придется за это дорого платить – чаще проводить обточку и замену колесных пар.

В середине января различные СМИ сообщали, что за месяц эксплуатации "Сапсана" на каждом колесе образовались дефекты глубиной 6 мм и шириной около 1 см. К таким выводам пришли специалисты Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института подвижного состава РЖД. Это катастрофически сильный износ для такого маленького пробега, пришли к выводу эксперты.

В ОАО РЖД эту информацию поначалу категорически опровергали. Президент ОАО РЖД Владимир Якунин заверял премьера Владимира Путина, что пресса публикует "совершенно непроверенные данные". Однако через несколько дней Siemens и ОАО РЖД фактически полностью подтвердили информацию о проблемах с колесами. По их словам, дефект не влияет на безопасность перевозок. Эксперты согласны, что сам по себе износ колес при должной профилактике некритичен. Но попытка скрыть проблему нанесла существенный репутационный вред ОАО РЖД и Siemens, снизив доверие к заверениям о безопасности эксплуатации "Сапсана".

Возможно, тема износа колес "Сапсана" не имела такого резонанса, если бы производством скоростных поездов курсирующих между двумя российскими столицами занималась какая-нибудь другая компания, а не Siemens.

На выбор этого немецкого концерна в качестве поставщика поездов в Россию почему-то никак не повлияла серия аварий в Германии в 2008 году. В Кельне состав высокоскоростного поезда Siemens сошел с рельсов на выезде с центрального вокзала. 2 ноября другой состав этой же серии при въезде на перрон врезался в буфер. Кроме того, в ходовой части еще двух составов были обнаружены трещины, что грозило новыми авариями.

Вскоре "Немецкие железные дороги" загнали в депо все скоростные поезда Siemens ICE-T третьего поколения для прохождения дополнительного техосмотра. Глава НЖД Хартмут Медорн обвинил в неполадках производителей скоростных поездов концерн Siemens.

Это не помешало "РЖД" закупить 8 высокоскоростных поездов компании Siemens для маршрутов Москва-Санкт-Петербург и Москва - Нижний Новгород. Кроме того, в конце 2009 года ОАО "РЖД" подписало контракт с Siemens на поставку 54 пригородных поездов Desiro для зимней Олимпиады-2014 в Сочи.

Перспектива

Безопасность скоростных поездов для окружающих важна еще и потому, что в ближайшее время РЖД планирует открытие высокоскоростных магистралей между Москвой и Нижним Новгородом, а также Екатеринбургом и Дальним Востоком. Поэтому проблемы негативного воздействия "Сапсана" на инфраструктуру областей, по которым проходит путь поезда, требуют оперативного решения.

Представитель РЖД не стал комментировать РИА Новости заявление источника в правоохранительных органах, но отметил, что запуск высокоскоростного поезда "Сапсан" соответствует всем нормам российского законодательства.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Рекомендуем
Алена Водонаева
Водонаева вновь оскорбила получателей маткапитала
Алексей Миллер во время торжественной церемонии запуска в эксплуатацию первой очереди подземного хранилища газа в поселке Романово
Третий — лишний: Россия может прекратить газовый транзит через Польшу
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала