Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Итоги 82-й церемонии вручения «Оскара» показали, что патриотическое кино ценится сегодня в США значительно выше новаторского, пусть и намного более успешного в прокате.
Академики устроили Кэтрин Бигелоу настоящий подарок к 8-му марта, осыпав ее фильм «Повелитель бури» аж шестью наградами, среди коих «Лучший сценарист», «Лучший режиссер» и «Лучший фильм». Два из последних были вручены лично ей.
Интрига «кто кого?» - Бигелоу или ее бывший муж, знаменитый режиссер Джеймс Кэмерон, который снял самый финансово успешный в
мировой истории фильм «Аватар» - разворачивалась еще за месяц до объявления призеров.
«Бензина в костер» подлило решение Гильдии кинорежиссеров, которое назвало именно Бигелоу лучшим режиссером прошлого года. Любопытно, что за всю историю своего существования Гильдия считанные разы ошибалась в своих прогнозах. Не ошиблась и на этот раз.
Жесткая военная драма об американских саперах в Ираке, снятая Бигелоу в нарочито документальном стиле за достаточно скромные деньги, показалась академикам значительно интереснее трехмерного фантастического «Аватара» Кэмерона, собравшего на 1 марта с.г. более 2 млрд. долларов в мировом прокате. «Аватар» удостоился всего лишь трех «Оскаров» (за операторскую работу, за спецэффекты и за грим).
Ситуация чем-то напомнила американское же кино, где как известно, в противостоянии женщины и мужчины обычно побеждает женщина, просто в силу американской политкорректности. Нечто подобное произошло и в Лос-Анджелесе.
Была, на мой взгляд, и другая причина. Военный фильм Кэтрин Бигелоу оказался более адресным, нащупав «болевую» точку американской общественности, которая серьезно озабочена непрекращающейся войной в Ираке. Которая – если кто-то позабыл – началась семь лет назад под надуманным предлогом поиска оружия массового поражения, позднее так и не обнаруженного. Ввести войска в эту сравнительно небольшую восточную страну оказалось довольно легко, а вот вывести – чрезвычайно трудно. Без потери лица, как говорят японцы.
Не случайно в дни начала авантюры 75-я церемония вручения «Оскаров», состоявшаяся в марте 2003 года, во многом послужила трибуной для антивоенных высказываний со стороны известных кинодеятелей США, чем-то напоминая о негодовании американской общественности в 60-х годах по поводу бессмысленной войны во Вьетнаме.
Надо отметить, что американский кинематограф серьезно осмыслил поражение в той войне, дав миру такие мощные картины, как «Взвод» Стоуна, «Апокалипсис сегодня» Копполы, «Охотник на оленей» Чимино и другие, в которой главные герои – простые солдаты, попавшие силой обстоятельств в кровавую мясорубку бессмысленных сражений.
Мир с тех пор немного изменился. Эпоха Буша с ее бряцанием оружием и громогласными заявлениями закончилась, настало время отрезвления. Не случайно большинство жителей США на президентских выборах предпочли почти легендарному герою Вьетнамской войны Джону Маккейну технократа Барака Обаму, в котором увидели человека, способного вывести общество из состояния «великих потрясений».
Да и партнера Буша-младшего по антииракской коалиции, Тони Блэра, на посту премьер-министра Великобритании сменил Гордон Браун. Однако британские войска по-прежнему находятся в Ираке, где «томми», как и янки (на плечах которых лежит основное), несут существенные потери. То есть «болевая» точка существует и в этой стране.
И не случайно чуть раньше, в конце февраля 2010 года, «Повелитель бури» собрал рекордный урожай призов и Британской киноакадемии,
получив в числе шести и главный приз за лучший фильм. В Лондоне, как затем и в Лос-Анджелесе, Кэмерону достались лишь «объедки» с барского стола. В данном случае, два второстепенных приза – за спецэффекты и за работу художника-постановщика.
Оказалось, что сопереживать нескольким простым парням в сержантском звании, которые каждый день, каждую минуту рискуют на войне своей жизнью, более злободневно и патриотично, нежели сочувствовать синим людям с длинными хвостами, при всей своей красочности и драматичности повествования временами очень сильно напоминающих персонажей детской компьютерной игры.
Условно говоря, жюри было предложено выбирать между «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука и «Морозко» Александра Роу (пусть и с мощными стереоскопическими эффектами). Да еще в условиях текущей войны.
Безусловно, Кэмерон (в отличие от Бигелоу) произвел если не революцию в кинематографе, то, как минимум, мощный эволюционный рывок, позволяющий его коллегам по-новому строить окружающую действительность на экране. Летающие горы, с вершин которых в бездну струятся водопады – впечатляют. Не случайно знаменитый режиссер Стивен Спилберг назвал «Аватар» самым изумительным произведением кинофантастики со времен «Звездных войн».
Но послевкусие остается немного разным. В «Повелителе бури» действующие лица жертвуют собой на чужой для себя войне ради пусть и абстрактно-далекой, но Родины. В «Аватаре» же главный герой изменяет землянам ради защиты экзотического племени, которому грозит уничтожение, сам становясь в конце концов одним из них.
Эту разницу тоже уловило жюри, отдавшее свое предпочтение более социально направленному фильму.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции