Рейтинг@Mail.ru
История парламентской системы Ирака - РИА Новости, 04.03.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

История парламентской системы Ирака

Читать ria.ru в
7 марта 2010 г. в Ираке проходят очередные парламентские выборы. На 275 мест в парламенте претендуют, по данным Верховного независимого избирательного комиссариата, 6 тысяч 172 кандидата, представляющие свыше 300 партий и политических групп.

7 марта 2010 года в Ираке проходят парламентские выборы. Со дня первых парламентских выборов в Ираке прошло 30 лет.

В 1958 г. после свержения монарха Ирак был провозглашен республикой. Временная конституция, принятая в том же году, провозгласила народ носителем высшей власти в стране, ислам государственной религией, а Ирак частью «арабской нации». Конституция подтвердила право на частную собственность, свободу слова и печати.

В 1973 г. президент республики, помимо поста верховного главнокомандующего вооруженными силами, получил пост председателя Совета революционного командования (СРК), состоявшего из девяти членов и имевшего исключительные прерогативы высшего законодательного органа до первых выборов в 1980 г. Национального совета (однопалатного парламента). Парламент рассматривал законопроекты, принятые СРК, и передавал их президенту для опубликования, а также самостоятельно рассматривал законопроекты, не касающиеся вопросов финансовой, военной и общественной безопасности, и передавал их в СРК. Последний, в случае одобрения законопроекта, отдавал его президенту на подпись. Таким образом, законодательная власть включала президента, СРК и парламент, состоящий из 250 депутатов (30 из них назначались президентом).

Первые парламентские выборы состоялись в 1980 г. Тогда же были проведены выборы в Законодательный совет Курдского автономного района, состоящий из 50 депутатов.

30 января 2005 г., после падения в апреле 2003 г. режима Саддама Хусейна, в Ираке прошли выборы в Переходную национальную ассамблею (парламент) Ирака.

Голосование проходило на 5 тысячах 220 избирательных участках в течение десяти часов. По данным избирательной комиссии Ирака, явка составила около 72 процентов.

В выборах приняло участие 98 политических партий и альянсов. Каждая партия должна была предоставить в ЦИК свой партийный список (минимум 12 человек, максимум – 275), причем ровно одну треть кандидатов должны были составлять женщины. Выставлять свои кандидатуры на выборах было запрещено бывшим функционерам правившей при Саддаме Хусейне Партии арабского социалистического возрождения ("Баас") и военнослужащим. Места в ассамблее были распределены прямо пропорционально результатам выборов. Это означает, что если партия получила на выборах 20% всех голосов избирателей, значит она получила 20% мандатов в парламенте.

15 октября 2005 г. в Ираке прошел всенародный референдум, который утвердил проект конституции страны. На его основании 15 декабря 2005 г. в Ираке прошли новые всеобщие парламентские выборы. Граждане Ирака, достигшие 18-летнего возраста, избрали Совет представителей в составе 275 депутатов. В отличие от 30 января, когда выборы проводились целиком по стране, на этот раз каждая из 18-и иракских провинций являлась отдельным избирательным округом. Места в парламенте были распределены между ними пропорционально количеству населения.

7 марта 2010 г. в Ираке проходят очередные парламентские выборы. На 275 мест в парламенте претендуют, по данным Верховного независимого избирательного комиссариата, 6 тысяч 172 кандидата, представляющие свыше 300 партий и политических групп.

Устройство парламентской системы Ирака

В системе государственных органов конституция Ирака на первое место ставит органы законодательной власти. Конституция ввела двухпалатный законодательный орган, состоящий из Совета Представителей и Совета Союза.

В Совет Представителей избирается один депутат от каждых ста тысяч жителей страны на основе всеобщего, прямого и тайного голосования. Эта палата должна представлять все население страны и избираться сроком на 4 года.

Совет Союза состоит из представителей районов и провинций, не входящих в состав районов.

В парламенте Ирака Совету Представителей отводится основная роль. Конституция закрепляет принцип несовместимости постов, членство в Совете Представителей запрещено совмещать с занятием любых других государственных постов.

Совет Представителей должен проводить две сессии в год общей продолжительностью в восемь месяцев, что позволяет отнести его фактически к постоянно действующему органу государственной власти. Впервые в истории Ирака конституционно предусмотрено, что в соответствии с избирательным законом квота женщин – депутатов в Совете Представителей должна составлять не менее 1/4 общего числа депутатов нижней палаты (статья 47).

Одной из важнейших прерогатив иракского парламента является утверждение государственного бюджета страны и заключительного доклада о предшествующих расходах, представляемые ему Кабинетом министров. Совет Представителей имеет право перераспределять ассигнования между секторами государственного бюджета, снизить общий денежный объем и в случае необходимости предложить кабинету министров увеличить общие расходы (статья 59).

Среди внешнеполитических полномочий Совета Представителей наиболее важным является ратификация международных договоров и соглашений большинством в две трети голосов Совета.

К числу важнейших полномочий парламента традиционно относят осуществление контроля за деятельностью исполнительной власти. Конституция Ирака в этой сфере предусматривает достаточно широкий объем средств парламентского контроля:

- обсуждение Советом Представителей политики правительства или отдельного министра, право задавать вопросы по любой теме, входящей в их компетенцию и право комментировать полученные ответы.

- не менее 25 членов Совета Представителей могут предложить общую тему для дискуссии с целью разъяснения политики правительства или выполнения своих полномочий кабинетом министров или отдельным министром, после чего такое предложение передается председателю Совета Представителей для установления даты присутствия премьер-министра или министров на парламентском заседании.

- каждый член Совета Представителей при одобрении не менее 25 членов может направить интерпелляцию (особый вид запроса депутатов парламента правительству) премьер-министру или министрам с требованием отчета по вопросам, входящим в их компетенцию.

Совет Представителей может выразить недоверие министру абсолютным большинством голосов и министр считается отстраненным от должности с даты вынесения ему вотума недоверия. Вопрос о доверии министру может быть поставлен только по его требованию или по требованию, подписанному не менее 50 членами Совета как результат обсуждения интерпелляции, направленной министру.

Совет Представителей, основываясь на требовании одной пятой своих членов, может проголосовать за выражение недоверия и премьер-министру, однако это требование может быть представлено только после интерпелляции, направленной премьер-министру и не ранее семи дней после представления такого требования. При этом вопрос о недоверии премьер-министру решается абсолютным большинством голосов депутатов. В случае вынесения недоверия премьер-министру, в отставку должен уйти весь кабинет.

Совет Представителей может заслушивать президента республики и абсолютным большинством голосов досрочно освободить его от должности.

Совет Представителей Ирака обладает также определенными полномочиями в области государственного управления, в частности полномочиями по утверждению назначения следующих должностных лиц:

- главы и членов Федерального кассационного суда, главы Генеральной прокуратуры и главы Департамента судебных инспекций (абсолютным большинством голосов, опираясь на рекомендации Верховного судебного совета);
 - послов и других лиц со специальным рангом (опираясь на рекомендации кабинета министров);
 - начальника Генерального штаба армии, его заместителей и всех, кто получает звание дивизионного руководителя и выше, главы службы разведки (опираясь на рекомендации кабинета министров).

Совет Представителей имеет также право абсолютным большинством голосов в соответствии с процедурой, принятой в отношении министров, освобождать со своих постов должностных лиц независимых учреждений (ассоциаций).

Кроме того, Совету Представителей предоставлено право введения чрезвычайного положения в стране и объявления войны, большинством в две трети своих членов, основываясь на совместном предложении президента республики и премьер-министра.

Совет представителей может быть распущен абсолютным большинством его членов по требованию одной трети его членов или предложению премьер-министра, одобренному Президентом республики. Однако Совет не может быть распущен в период внесения интерпелляции премьер-министру.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала