ТБИЛИСИ, 5 мар - РИА Новости, Елена Парцвания. Многочисленные попытки оппозиции Грузии к объединению на фоне намеченных на 30 мая местных выборов и выборов мэра Тбилиси, не увенчались успехом. Некогда легкая на подъем оппозиция, готовая к созданию крупных объединений вокруг одной цели - смены власти, - не смогла преодолеть то ли амбиции, то ли закрыть глаза на разногласия во внешнеполитических курсах.
Фактор России
В четверг "Грузинская академия", объединяющая видных общественных деятелей страны, от имени 24 неправительственных и общественных организаций, поддержала экс-посла Грузии в ООН, лидера "Альянса для Грузии" Ираклия Аласания как единого кандидата на пост мэра столицы. Аласания, в свою очередь, объявил о начале предвыборной кампании. Победив на выборах мэра столицы, Аласания предполагает оказаться на пол-пути к президентству.
Подобному признанию и доверию предшествовала попытка Аласания создать более крупное объединение, в том числе с участием движения экс-премьера Грузии Зураба Ногаидели "За справедливую Грузию", пользующегося сомнительной репутацией в кругах видных оппозиционных сил и властей, благодаря своим попыткам наладить отношения с Москвой.
Отношение к России сегодня стало индикатором, которое влияет на расклад сил в оппозиции. Часть политиков настаивает на том, что диалог с Россией до "полной деокупации" Грузии невозможен, а вторая, что восстановление отношений в Россией является единственной предпосылкой восстановления территориальной целостности страны.
В поисках единства в конце февраля собралась в Тбилиси часть грузинской оппозиции, в том числе Ираклий Аласания, Леван Гачечиладзе и Зураб Ногаидели. Соратники Аласания по альянсу - представители Республиканской партии и политического объединения "Новые правые", - не смогли скрыть недоумение действиями своего лидера. Они не раз заявляли, что готовы к единству, но лишь по принципу: "все кроме одного (Ногаидели)". Один из сопредседателей "Альянса для Грузии", бывший омбудсмен страны Созар Субари заявлял, что на этом пути альянса и Аласания могут разойтись.
Но не прошло и недели, как Аласания "одумался" и вследствие консультаций с коллегами по Альянсу заявил, что не собирается принимать участие ни в праймериз, ни в социологическом опросе для выявления единого кандидата на пост мэра, и вообще отказывается от каких-либо политических связей с Ногаидели. Синхронно с ним организаторы праймериз - Консервативная партия, "Партия Народа" и Ногаидели заявили об отказе от праймериз и проведении социологического опроса как, этого хотел ранее Альянс.
Свою позицию относительно диалога с российскими властями Аласания излагает очень осторожно: "Я не раз фиксировал свою позицию о том, что какой-либо диалог оппозиции с представителями властей России не приведет ни к какому перелому в двусторонних отношениях".
Репутацию пророссийского политика, который ежедневно подвергается резкой критике со стороны части оппозиции и представителей правящей партии за частные визиты в Москву и встречи с высшими политическими деятелями России, на это раз Ногаидели разделил с экс-спикером парламента Грузии, лидером оппозиционной партии "Демократическое движение - единая Грузи" Нино Бурджанадзе.
Прославившаяся в период многотысячных акций оппозиции, которые в 2009 году круглосуточно проходили в Тбилиси на протяжении нескольких месяцев с требованием отставки президента Грузии Михаила Саакашвили и назначения президентских выборов, как одна из наиболее радикально настроенных политиков, Бурджанадзе решила напомнить о себе как о человеке занимающемся "большой политикой".
"Я занимаюсь большой политикой", - заявила Бурджанадзе в вреду аэропорту перед отбытием в Москву, "тогда как некоторые заняты выборами мэра, а власти - черным пиаром против оппозиции".
Бурджанадзе изначально заявила, что не намерена принимать участия в выборах в местные органы власти и в последнее время достаточно редко появлялась перед камерами, некогда частые консультации лидеров оппозиции в ее офисе прекратились. Видимо это было затишье перед бурей. Теперь-то Бурджанадзе еще долго будет в центре внимания, во всяком случае до следующей поездки в Москву очередного грузинского оппозиционера.
Решающее слово за Гачечиладзе?
Одна из ведущих фигур в грузинской оппозиции - бывший кандидат в президенты, некогда соратник Саакашвили, а ныне ярый оппозиционер Леван Гачечиладзе. Заручиться расположением Гачечиладзе равнозначно наличию козыря в руках. Леван - обычный Тбилисский "парень", умеющий говорить на языке народа, который благодаря этому умению на президентских выборах в 2008 году получил большинство голосов в Тбилиси, а по заявлениям оппозиции, если бы не фальсификация со стороны властей, победа была бы зафиксирована в масштабе страны.
Гачечиладзе не присутствовал на встрече Аласания с представителями общественности, так как не был в стране, но на встрече были его товарищи, соучредители общественного движения "Защити Грузию", в том числе бывший госминистр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Георгий Хаиндрава. Хаиндрава выразил уверенность в том, что единство все же состоится, хотя подчеркнул, что не имеет ввиду "разведчиков Кремля, которые принимают участие в грузинской политике". По его словам, объединяться будут те силы, "которые не раз стояли вместе ни в одной тяжелой борьбе".
Гачечиладзе не раз призывал оппозиционеров отказаться от критики друг друга так как это наруку властям. От своих принципов Гачечиладзе не отказывается и на это раз и воздерживается от оценки политики Ногаидели, хотя, видимо, в вопросе объединения его слово может оказаться решающим.
Шансы оппозиции на победу под вопросом
Сложившуюся предвыборную ситуацию в Грузии прокомментировал в интервью РИА Новости известный грузинский политолог, психолог Рамаз Сакварелидзе.
"Я согласен с тем мнением, что шансы оппозиции на победу оказываются под вопросом, так как и раньше были исследования, которые показывали, что отдельно взятый ни один из лидеров, в том числе Аласания, не превышает рейтинг кандидата власти (действующего мэра Тбилиси Гиги Угулава)", - сказал он.
"Я, судя по логике, ожидаю подключения Левана Гачечиладзе и предположительно к группе так называемых "праймеристов". В таком случае ситуация еще больше осложнится для Аласания", - считает эксперт.
Решающим слово Гачечиладзе было бы, если бы он присоединился к группе Аласания. Но одно - Гачечиладзе как член группы Аласания, в таком случае он не приведет к повышению рейтинга. Другое - Гачечиладзе - сам кандидат. В этом случае есть шансы на то, чтобы он взял определенное количество голосов, что связано с его популярностью в Тбилиси.
Власти не оценивают действия оппозиции и сохраняют тишину, что указывает на то, что их этот процесс устраивает. Более того, однозначно можно сказать, что власти способствуют этому процессу. И у них есть все основания для уверенности в победе, если, естественно, ничего не изменится в последующий период. Три месяца достаточно большой срок для того, чтобы силы распределились по-другому.