Рейтинг@Mail.ru
Учить создавать инновации надо с детского сада – Егудин - РИА Новости, 05.03.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Учить создавать инновации надо с детского сада – Егудин

© Фото : ГУ-ВШЭРуководитель Центра естествознания издательства «Просвещение» Вадим Егудин
Руководитель Центра естествознания издательства «Просвещение» Вадим Егудин
Читать ria.ru в
Дзен
Россия от создания отдельных инновационных центров переходит к политике формирования спроса на инновации. О том, что может сделать школа для формирования инновационного мышления, в интервью РИА Новости рассказал руководитель Центра естествознания издательства "Просвещение" Вадим Егудин.

Россия от создания отдельных инновационных центров переходит к политике формирования спроса на инновации. О том, что может сделать школа для формирования инновационного мышления, в интервью РИА Новости рассказал руководитель Центра естествознания издательства «Просвещение» Вадим Егудин.

- Вадим Ильич, что такое инновация?

- Это новый товар или новая услуга, часто созданные на основе нового знания, причем товар должен быть произведен, а услуга оказана при привлечении инвестиций, реализация которых коммерчески выгодна. Само по себе изобретение или открытие, даже самое революционное, не является инновацией до тех пор, пока не принесло прибыль. А инноватором считается человек, сумевший организовать технологический процесс для превращения идеи в коммерческий продукт.

- Не рано ли детям изучать инновационную деятельность и инновации вообще?

- Нет, не рано. Поскольку мы хотим построить экономику, основанную на знаниях, необходимо создавать условия для воспитания энергичных, активных, инновационно мыслящих людей. В идеале можно начинать с детского сада или с младшей школы.

Формы освоения инновационной деятельности, конечно, должны соответствовать возрасту. Например, в детском саду ребята изготавливают из бумаги конвертики. У кого-то получился конвертик необычной формы, с оригинальным способом закрывания-открывания и т.п. Почему бы не объяснить ребенку, что, создавая нечто более удобное, универсальное или красивое, он может принести пользу своим близким, друзьям, детскому саду или школе и заработать вознаграждение? Но, конечно, воспитывать прагматизм надо в разумных пределах.

В основной и старшей школе ребенку необходимо объяснять, зачем ему нужно знание об инновационной деятельности, зачем вообще нужно учиться. Важны примеры общепризнанных инноваторов – людей из разных времен, добившихся успеха, изменивших и изменяющих нашу жизнь своей деятельностью, внедряющих новые средства связи, передвижения, новые лекарства, новые методы освоения знаний. Ознакомление школьников с инновациями поможет решить проблему профориентации.

- Какие предметы могут стать основой для обучения инновациям?

- В первую очередь, предметы естественнонаучного цикла, причем речь идет именно о комплексе предметов. Инновации, как правило, возникают на стыке нескольких наук. Нельзя сказать, что какие-то из них принадлежат только физике, химии или биологии. Например, для создания нового лекарства химик синтезирует материалы, физик конструирует приборы, медик тестирует получившийся препарат и выявляет различные аспекты его действия, возможные побочные эффекты.

Гуманитарные науки также важны. Без знания законов человек не сможет защитить свое изобретение и внедрить его в производство. Приходится признать, что далеко не всегда изобретатель получает прибыль от внедрения своего изобретения - часто она достается кому-то еще. Вообще же инновационное мышление можно развивать в любой сфере: на уроках изобразительного искусства, технологии, ведь даже новое кулинарное блюдо может быть инновацией.

- В какой форме в школе может быть организовано такое обучение?

- На мой взгляд, есть два пути.

Первый – это внедрение темы инноваций в основной образовательный процесс, рассказ об инновационных продуктах и технологиях на соответствующих уроках, проведение практикумов. Это лишний раз поможет связать школьное обучение с реальной жизнью.

Второй путь – внеурочная деятельность. Могут быть организованы курсы по выбору, кружки технического творчества. Занятия могут проводиться и в стенах школы, и в учреждениях дополнительного образования, где есть необходимая база. Конечно, нужны дополнительные пособия для занятий во внеурочное время, популярная литература, мотивирующая молодых людей к инновационной деятельности.

- Смогут ли учителя справиться с такой задачей? И есть ли соответствующие пособия?

- Поначалу будет трудно, но надо с чего-то начинать. Возможно, будут организованы отдельные занятия на курсах повышения квалификации. Учителя должны быть ближе к жизни, им будут полезны встречи с людьми, занимающимися бизнесом и высокими технологиями. Ведь почти в любом городе России есть конструкторские бюро, исследовательские организации, коммерческие предприятия, где можно познакомиться с инновациями.

Недавно было издано первое учебное пособие для старшеклассников, посвященное инновациям, - «Живая инновация. Мышление XXI века». Его автор – научный обозреватель газеты «Известия» Сергей Лесков – сумел рассказать об инновациях очень популярно и доступно. Книга уже обсуждалась на семинарах для учителей в нескольких регионах.

Мы планируем выпустить целую серию книг «Школа инноваций», в которую войдут и методические пособия для учителей. Каждая из книг будет посвящена отдельной теме - биотехнологии, рациональное природопользование, нанотехнологии, технологии в области информационных и телекоммуникационных систем. Некоторые из этих тем совпадают с направлениями, которые были обозначены руководством страны в программах развития России.

Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала