ООН, 4 мар - РИА Новости, Дмитрий Горностаев. Совет безопасности ООН должен принять дальнейшие меры воздействия на Иран, чтобы вынудить его сотрудничать с МАГАТЭ и снять подозрения о военном характере ядерной программы. Об этом заявила постоянный представитель США при ООН Сюзан Райс на заседании Совбеза в четверг.
Иран в феврале 2010 года начал самостоятельное дообогащение, в ответ на что страны Запада угрожают новыми санкциями. Накануне западные дипломаты сообщили, что США передали членам СБ, включая Россию и Китай, конкретные предложения по возможному проекту санкционной резолюции по Ирану. Вместе с тем, дипломаты подтверждают, что пока работа над резолюцией в рамках Совета безопасности не началась, а предложения лишь изучаются в столицах.
"Эффективность резолюций Совета безопасности зависит от последующих действий СБ, от принуждения к их выполнению. Принимая во внимание последнее развитие событий, Совет безопасности должен рассмотреть дальнейшие меры в отношении Ирана", - сказала Райс.
Райс на заседании перечислила выводы последнего доклада МАГАТЭ, который, по ее словам, указывает на нарушение Ираном предыдущих резолюций Совбеза и требований Агентства по атомной энергии. Она напомнила, что Иран объявил о начале обогащения урана до 20%, о секретном заводе по обогащению в Куме, о планах строительства десяти новых объектов по обогащению урана, а также о разработках, относящихся к реактору с тяжелой водой.
Постпред США также заявила о "возможном военном измерении ядерной программы Ирана", указав, что "Тегеран так и не смог предоставить убедительных доказательств, которые вселяли бы уверенность в том, что ядерная программа не имеет военной составляющей". Особую озабоченность, по словам Райс, вызвал отказ Ирана обменять его низкообогащенный уран на высокообогащенный.
В ходе Женевской встречи Иран и "шестерка" переговорщиков по иранской проблеме (Россия, Франция, США, Китай, Германия, Великобритания) 1 октября 2009 года договорились об обмене урана имеющегося у Тегерана низкообогащенного (до 3,5%) урана на обогащенное до 20% топливо для функционирования научно-исследовательского тегеранского реактора. Позже МАГАТЭ при участии России, Франции и США разработало и представило конкретный проект соглашения по обмену.
Инициативы Агентства предусматривают, что Иран передаст в Россию 1,2 тонны (70% от общего количества) наработанного на предприятии в иранском городе Натанзе (около 250-300 километров к югу от Тегерана) низкообогащенного урана. Россия должна, по проекту, дообогатить этот уран до 20% и передать Тегерану.
Однако Тегеран опасается, что не получит свой уран обратно, если передаст его на дообогащение, и предлагает проводить обмен синхронно.
В начале февраля 2010 года иранские власти заявили, что приступили к обогащению урана на своей территории, и уже через два дня - 11 февраля - президент Ирана Махмуд Ахмадинежад сообщил, что на заводе в Натанзе получена первая партия высокообогащенного урана.
Решение иранских властей начать самостоятельное обогащение урана вызвало негативную реакцию мирового сообщества. МИД РФ заявил, что действия Ирана "усугубляют сомнения в искренности намерений Тегерана совместными усилиями добиваться снятия имеющихся озабоченностей международного сообщества в отношении иранской ядерной программы". Франция и США сообщили о намерении требовать введения новых санкций ООН против Исламской Республики.