МОСКВА, 3 мар - РИА Новости. Представители ФСБ РФ и научной общественности выступают за выработку четкой юридической нормы в отношении определения коллаборационизма, чтобы более охарактеризовать преступления периода Второй мировой войны, передает корреспондент РИА Новости, принимающий участие в "круглом столе", посвященном событиям Второй мировой войны.
Мероприятие приходит в Культурном центре ФСБ РФ в Москве.
Как заявил на мероприятии статс-секретарь - заместитель директора ФСБ РФ Юрий Горбунов, в настоящее время стараниями некоторых политиков, историков и СМИ многие события 20 века сознательно искажаются.
"Это касается Второй мировой войны, ее причин и итогов. Принижается вклад в разгром нашей страны в разгром фашистской Германии и ее страны. В одних государствах бывшие фашистские пособники возводятся в ранг национальных героев, в других предпринимаются попытки обелить их, а тех, кто боролся с фашизмом, посадить на скамью подсудимых, как это было с В.Кононовым", - сказал Горбунов.
По его мнению, несмотря на различные мотивы, факт преступной деятельности отдельных граждан СССР в ущерб его военной мощи и государственной независимости имел место быть.
"Подобную деятельность называют коллаборационизмом, который подразумевает осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом в ущерб своему государству", - сказал замдиректора.
Он отметил, что в РФ этот термин ("коллаборационизм") стал употребляться лишь в последнее время.
"До этого обычно использовались понятия: измена Родине, шпионаж, переход на сторону врага, пособничество. Ответственность за подобные деяния предусмотрена уголовным законодательством. Термин "коллаборационизм" шире и многограннее перечисленных понятий. Однако "коллаборационизм" - понятие ни в России, ни европейских странах не определено, а квалифицируется как государственная измена", - отметил Горбунов.
По его мнению, в связи с этим рассматривать проблему коллаборационизма "можно при условии выработки четких критериев оценки этого явления, которое, как представляется, находится в национальном и международном праве того времени".
Суровая кара за коллаборационизм
В советском уголовном законодательстве измена Родине была отнесена к особо опасным государственным преступлениям. В практике советских судебных органов такие дела появились уже в первые месяцы Великой Отечественной войны.
"Граждане, добровольно перешедшие на сторону врага, во всех странах Европы рассматриваются как коллаборационисты, и многие из них заслуженно понесли суровую кару", - отметил представитель ФСБ.
Он напомнил, что СССР, в отличие от Германии и ряда ее союзников, не был участником конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года. Вместе с тем, западная правовая доктрина исходит из того, что в период Второй мировой войны положения конвенции приобрели универсальный характер.
Коллаборационизм - политика или выживание в оккупации?
В свою очередь, декан юридического факультета Российского университета дружбы народов Анатолий Капустин считает, что для выработки более четкого отношения к военным преступлениям необходимо выработать юридические нормы в отношении определения "коллаборационизм".
Как, тем временем, заявил начальник Управления регистрации и архивных фондов ФСБ России Василий Христофоров, французский термин "коллаборационизм" является одним из наиболее сложных социальных проблем Второй мировой войны.
"Появление коллаборационизма имело место во всех без исключения 12 оккупированных нацистами и их союзниками странах. В эту деятельность вовлекались советские военнопленные, эмигранты первой волны, бывшие участники белого движения, часть гражданского населения, оказавшаяся на оккупированных территориях", - отметил Христофоров.
При этом он отметил, что среди историков ведутся дискуссии о причинах и мотивах сотрудничества советских людей с гитлеровскими оккупантами.
"Одни придерживаются мнения, что переход на сторону оккупантов происходил по политическим мотивам. Другие считают, что среди коллаборационистов преобладали люди, которые шли на сотрудничество с врагом вынужденно с целью выживания в условиях оккупации", - сказал Христофоров.
По его словам, архивные документы, которые находятся в ведении ФСБ, свидетельствуют о том, что все организации, в числе которых русская освободительная армия, локотское окружное самоуправление, действовавшее с 1941 по 1943 год на территории нескольких оккупированных районов нынешней Брянской, Орловской и Курской областей, находились под контролем немецких спецслужб абвера и СД.
"В российских архивах хранятся разнообразные документальные источники, позволяющие реконструировать события, происходившие на территории, так называемого, локотского особого округа. Это окружное локотское самоуправление было не альтернативой советской власти, а продолжением фашизма", - отметил Христофоров.
Он привел слова Уинстона Черчилля, который сказал: "Любой человек или государство, которое борется против нацизма, получит нашу помощь. Любой человек или государство, которые идут с Гитлером, - наши враги".
Архивные документы и трофеи нацистов
Кроме того, участникам "круглого стола" была представлена выставка архивных документов и трофейных образцов формы нацистских приспешников. На стендах, в частности, представлены фотографии и другие документы, свидетельствующие о преступлениях националистов на оккупированных фашистами территориях.
Среди документов также представлено следственное дело заместителя начальника отдела по организации диверсий абвера Эрвина Штольце, который осуществлял руководство украинскими и прибалтийскими националистами, состоявшими на службе в немецкой разведке. По приговору Московского военного окружного суда Штольце был расстрелян.