ХАНТЫ-МАНСИЙСК, 3 мар - РИА Новости. Съемки фильма Алексея Попогребского "Как я провел этим летом", который получил трех "Серебряных медведей" на Берлинале-2010, стали настоящим экстримом для его создателей, рассказал актер Сергей Пускепалис на пресс-конференции в Ханты-Мансийске, где картина в среду закроет Восьмой международный фестиваль кинематографических дебютов "Дух огня".
Решение сделать фильм лентой-закрытия стало сюрпризом для гостей и участников "Духа огня", поскольку изначально зрители должны были посмотреть картину "Красный лед. Сага о хантах Югры" Олега Фесенко.
Попогребский приехал в Ханты-Мансийск, где он показывал несколько лет назад свою дебютную работу "Коктебель", снятую вместе с Борисом Хлебниковым, в компании исполнителя одной из главных ролей Сергея Пускепалиса и продюсера Романа Борисевича.
Картина "Как я провел этим летом" единственная в этом году получила "Серебряных медведей" сразу в двух номинациях - за лучшую мужскую роль "медведей" взяли Пускепалис и Григорий Добрыгин, за выдающиеся достижения в области искусства и операторскую работу Павел Костомаров.
В центре сюжета фильма - судьба двух героев разных поколений, дорабатывающих вахту на труднодоступной полярной станции в Северном Ледовитом океане, рассказ о том, как личность и характер раскрываются в экстремальных обстоятельствах.
Фильм Попогребского снимался на действующей полярной станции в самой северной точке материковой части Чукотки. Съемки стали дебютным киноопытом для Добрыгина, который впоследствии снялся в главной роли в фильме "Черная молния".
Исполнитель роли начальника станции Сергей Пускепалис (в настоящее время главный режиссер Ярославского драматического театра) дебютировал в кино в предыдущем фильме Попогребского "Простые вещи" и был удостоен целого ряда российских и международных наград.
Как рассказал на пресс-конференции Попогребский, в детстве он был типичным городским ребенком, ненавидел зиму, которая у него ассоциировалась с депрессией, темнотой и холодом, но зато много читал, в том числе и книги про полярников.
"Записки полярного летчика", которые во многом повлияли на решение снять эту картину, он прочел, по собственному признанию, лет в восемь. И сам замысел снять эту картину у выпускника психфака МГУ родился давно, но впервые рассказал о нем он своему приятелю-немцу в 2005 году.
"Так сложилось, что третий мой фильм - это опять мой собственный сценарий, моя задумка. Сначала приходит в голову сюжет, основа, скелет, а потом я делаю то, что называется модным словом ресерч", - рассказал Попогребский.
Так произошло, по его словам, и с "Коктебелем", и с "Простыми вещами". На место съемок, где раньше он никогда не был, режиссер выезжал уже после рождения идеи фильма. Зато по удивительной иронии судьбы, Сергей Пускепалис, которого Попогребский снимал и раньше и намеревался снять в своей новой картине, как выяснилось, прожил невдалеке от этой полярной станции девять лет, поэтому "мгновенно слился и с пейзажем и с людьми".
Однако при этом, по словам Пускепалиса, он был поражен разницей между своими детскими впечатлениями от этого края и нынешними. "Раньше попасть на север было сложно, а работать там - почетно, денежно. Сейчас это отсутствует. Жить стало тяжелее, и остаются там люди, видимо, совсем от безвыходности", - сказал актер.
Однако при всех сюрпризах, которые приготовил север ему и молодому актеру Добрыгину, сработаться им удалось, в том числе и не без помощи Попогребского, который создавал "покровительственную установку".
"В какой-то момент мы с Гришей занялись постройкой бани. Строили неделю, один раз попарились втроем для проверки, перед тем как запустить остальных членов съемочной группы. Мы ее проверили, запустили, а потом внезапно за минут десять ее снесло ветром, причем непоправимо. А Гришу уволокло от бани еще на несколько метров. Так что очень все там зыбко", - добавил он.
Кроме того, во время съемок, которые стали настоящим экстримом для группы, обрушилась скала, просыпались и приходили в гости медведи-шатуны, наверное, напророчив, "Серебряных медведей" Берлинале.