АСТАНА, 2 мар - РИА Новости. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предлагает построить новый нефтепровод между Каспийским и Черным морями, через который нефть могла бы поступать в нефтепровод Констанца-Триест.
"Можно всем поработать над тем, чтобы проложить новый нефтепровод между Каспием и Черным морем, построить терминал, построить порт, чтобы мы могли подойти к (нефтепроводу) Констанца-Триест... Мы знаем, что там была реконструкция и построены новые терминалы", - сказал Назарбаев во вторник в Астане на пресс-конференции в рамках государственного визита президента Румынии Траяна Бэсеску в Казахстан.
"Мы сегодня с президентом (Румынии) говорили о том, что было бы не плохо открыть маршрут транспортировки через кавказский коридор, то есть Казахстан (поставляет нефть) через Каспийское море в Баку, через Азербайджан и Грузию в Черное море и дальше танкерами до Румынии", - рассказал Назарбаев.
"Тогда тот проект Констанца-Триест как раз нам пригодится", - считает глава Казахстана.
Назарбаев напомнил, что Казахстан сейчас транспортирует нефть "традиционным путем через Россию, Черное море в Европу северо-каспийским нефтепроводом".
"Мы имеем мощность трансфера в сторону Китая", - добавил он. "Сейчас (мощность нефтепровода в Китай) - 10 миллионов тонн, в перспективе - до 20 миллионов тонн", сказал Назарбаев.
Президент Казахстана также напомнил про транспортировку нефти из Казахстана через Каспийское море танкерами. "Сейчас мощность (каспийского направления) около 10 миллионов (тонн), в перспективе - до 20 миллионов тонн", - отметил он.
По оценке главы Казахстана, с вводом в действие одного из крупнейших в мире шельфовых месторождений Кашаган, республика получит возможность дополнительно экспортировать до 50 миллионов тонн нефти в год.
В апреле 2007 года министры энергетики Румынии, Сербии, Словении, Италии и Хорватии, а также представители Еврокомиссии, подписали в Загребе декларацию о строительстве панъевропейского нефтепровода, который свяжет румынский черноморский порт Констанца с итальянским городом Триест, расположенным на побережье Адриатического моря.
Нефтепровод протяженностью в 1319 километров откроет возможность доставлять сырую нефть из стран Каспийского региона - Азербайджана, Туркмении, Казахстана в Центральную и Западную Европу, минуя Босфор, где нефтеналивные танкеры подолгу простаивают в ожидании своей очереди на проход через предельно загруженный судами пролив.
Стоимость строительства оценивается в 2-3,5 миллиарда долларов - в зависимости от того, на какой объем перекачки сырой нефти он будет рассчитан. Предполагается, что его максимальная мощность составит до 90 миллионов тонн сырья в год. Окончание строительства ожидается не ранее 2011 года.