С 1 сентября 2011 года школьники младших классов начнут учиться по новым образовательным стандартам. Как это отразится на занятиях, детях и учителях? Каким образом может быть организована внеурочная работа, которой в стандарте уделяется особое внимание? На эти и другие вопросы в интервью РИА Новости отвечает директор начальной Ломоносовской частной школы города Москвы Ангелина Трофимова.
- Ангелина Николаевна, как изменится жизнь учеников младших классов после введения новых образовательных стандартов?
- Должны измениться, прежде всего, уроки. Они должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор будет делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия… А если нет?
Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. На мой взгляд, «высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. При этом дети ощущают, что ведут урок сами.
- Но далеко не каждый учитель сможет освоить такую технологию ведения урока…
- К сожалению, это так. Многое будет зависеть от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. А сейчас ситуация такова, что всех преподавателей, приходящих в школу после педагогических вузов, приходится переучивать. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Думаю, лучшие учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.
Но это будет невозможно без участия администрации школ. Сейчас их главная задача – объяснить учителям, как работать с новыми стандартами, избавить от страхов и мотивировать.
- В новых образовательных стандартах много внимания уделяется внеурочной работе. Как она будет организована?
- Пока что перейти на полный день могут себе позволить лишь считанные школы, но уже вполне очевидно: такой переход коснется многих школ в будущем. Родители сейчас сталкиваются с трудностями. Во второй половине дня после уроков им приходится провожать детей на занятия в музыкальные и художественные школы, в секции, центры детского творчества и подобные им места. Создание школ полного дня решит эту проблему.
Продуктивным, на мой взгляд, может стать сотрудничество между школами и многочисленными центрами и секциями. Какие-то школы будут приглашать специалистов из домов детского творчества или музыкальных школ к себе. Другие будут, наоборот, возить детей в наиболее популярные секции или центры.
- Останется ли при таком напряженном графике у детей время на выполнение домашних заданий?
- Конечно. Для этого должны быть организованы специальные занятия по самоподготовке. Допустим, для начальной школы продуктивным временем для самостоятельной работы является время с пятнадцати часов до шестнадцати. Однако такие занятия не должны превращаться в типичные группы продленного дня, где дети по сути не получают никакой помощи от преподавателя, который только следит за ними. Это должны быть своего рода комплексные занятия, на которых помимо помощи в затруднениях детей должны учить организовывать свое рабочее место и время, учить тому, чтобы они выполняли задания самостоятельно.
- В таком случае времени не будет хватать учителю, ведь ему надо готовиться к проведению уроков на следующий день.
- Совсем не обязательно, что с детьми в первой и во второй половине дня будет заниматься один и тот же педагог. Для внеурочной работы может быть свой учитель. Это должен быть классный руководитель второй половины дня – не менее профессиональный, чем основной учитель
Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости