Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
Будущее госкорпораций, которые активно создавались в России в 2007 году, определено: большинство из них будут преобразованы в акционерные общества и станут подчиняться нормам корпоративного законодательства. Эта мера позволит контролировать их деятельность и сделает финансовые потоки более прозрачными. Свои предложения на эту тему Минэкономразвития должно было представить в правительство до 1 марта 2010 года. Как сообщили РИА Новости в пресс-службе ведомства, еще на прошлой неделе глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина направила на имя премьер-министра Владимира Путина письмо, содержащее сроки и порядок преобразований каждой госкорпорации.
Реформирование госкорпораций стало неизбежным после того, как были обнародованы результаты их прошлогодних проверок Генпрокуратурой и Контрольным управлением президента. Выводы чиновников звучали как приговор. Госкорпорации не выполнили возложенные на них функции, а госимущество и финансы использовались неэффективно и нецелевым образом, рапортовал президенту генпрокурор Юрий Чайка.
Например, оказалось, что "Роснано" разместила значительную часть выделенных государством средств на банковских депозитах как временно свободные средства. Кроме того, из перечисленных государством на счета этой госкорпорации в ноябре 2007 года 130 млрд рублей, к середине 2009 года было освоено всего 10 млрд рублей. Причем половина этой суммы была потрачена на обеспечение текущей деятельности структуры. В "Ростехнологиях" были выявлены факты злоупотребления полномочиями. По итогам проверок было возбуждено 22 уголовных дела.
В Минэкономразвития полагают, что к 2015 году все госкорпорации прекратят свое существование. Правда, способы ликвидации будут существенно отличаться. Абсолютно ясна судьба Фонда реформирования ЖКХ и «Олимпстроя». Они сохранят статус госкорпораций до 2013 и 2015 годов соответственно, после чего – и это было решено достаточно давно – просто прекратят свое существование.
Сохранит статус госкорпорации и Агентство по страхованию вкладов. Из оставшихся пяти госкорпораций две – «Роснано» и «Росавтодор» -- сменят форму собственности на акционерное общество. Причем статус «Роснано» может быть определен в марте 2010 года, как заявлял глава этой госкорпорации Анатолий Чубайс. Уже подготовлен предварительный план акционирования, который может занять до одного года. Вторым пионером в деле реформирования госкорпораций станет "Росавтодор". Процесс создания этой госкорпорации был начат в конце прошлого года, а потому там процедура создания плавно перейдет в процесс акционирования.
Станут акционерным обществом и «Ростехнологии», но лишь в 2014 году. До этого срока должно быть создано более 10 акционерных обществ на базе подведомственных госкорпорации ФГУПов. Часть предприятий, входящих сейчас в «Ростехнологии», неизбежно будет выделена в некоммерческую структуру, поскольку предприятия корпорации занимаются военно-техническим сотрудничеством. «Эту функцию не может выполнять коммерческое предприятие», - настаивает директор департамента корпоративного развития МЭР Иван Осколков.
Решение по судьбе «Росатома» отложено до 2011 года. Именно к этому сроку руководство госкорпорации должно будет принять решение о целесообразности совмещения функций регулятора отрасли с осуществлением коммерческой деятельности. За этот период должны быть акционированы все ФГУПы, подведомственные «Росатому».
До 2012 года будет определена судьба ВЭБа. Сейчас этот банк выполняет работу по поддержке экономики. Возможно, что банк останется в статусе госкорпорации, но функции по обслуживанию внешних долгов и управлению пенсионными накоплениями может быть переданы в создаваемое Российское финансовое агентство.
К чему приведет акционирование госкорпораций? Их денежные потоки станут более прозрачными, а сами компании будут подчиняться нормам закона, регулирующим деятельность АО. Понятная и однозначная организационно-правовая форма, когда будет прямо указано, что из себя представляет компания - коммерческую организацию или госструктуру, позволит контролирующим ведомствам проверять их деятельность. Пока же все госкорпорации работают на особых условиях.
Поинтересоваться сведениями о том, как были потрачены выделенные деньги можно только по прямому указанию президента. По правилам корпоративного управления этот вопрос смогут задавать и, например, налоговые органы. Также все госкорпорации станут подотчетными Счетной палате, а ежегодно проверять бухотчетность компаний смогут независимые аудиторы. Крупные сделки будут утверждаться высшим органом управления акционерного общества – Советом директоров. Реформируя госкорпорации таким образом, власти надеются, что бОльшая прозрачность сделает куда более сложной задачей разворовывание госсредств.
Создаваемое на базе госкорпорации акционерное общество потеряет статус некоммерческой организации, созданной за счет имущественного и финансового вложения государства. А, значит, автоматически потеряет право на распоряжение бюджетными средствами, что сейчас является преимуществом госкорпораций. Не будет у акционерного общества и возможности просто попросить денег из бюджета - их придется либо зарабатывать, либо четко обозначать цель финансирования. Перекачивать бюджетные средства, необходимые для господдержки предприятиям, экс-госкорпорациям будет также затруднительно.
Акционирование предприятий, входящих в госкорпорации, может сделать их привлекательным активом для иностранных инвесторов.
Таким образом, акционирование вряд ли приблизит сегодняшние госкорпорации к достижению важной цели - обеспечению модернизации экономики России. Но этот шаг позволит сделать их деятельность более прозрачной, а возможность беспрепятственного воровства – менее простой задачей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции