В Пермском крае родителям, дети которых не посещают детские сады, выплачивают пособие. О целях и результатах работы этой системы рассказывает заместитель министра образования Пермского края Раиса Кассина.
- Раиса Алексеевна, каков сейчас размер пособия для родителей, не отправляющих своего ребенка в сад?
- Сейчас эта сумма в среднем составляет примерно 2,7 тысячи рублей в месяц. В Перми – 5,5 тысячи. В проекте участвуют 33 муниципалитета Пермского края. Из денег, которые платят родителям, половину финансирует регион, половину – муниципалитет. В следующем году планируется, что муниципалитеты будут платить 30%.
- Каковы были цели подобного начинания?
- Главной целью было сокращение очереди в детские дошкольные учреждения. И нам удалось добиться цели – очередей практически нигде нет. Кроме того, мы хотели, чтобы наоборот – дети из социально неблагополучных семей как раз посещали детские сады. Мы принимаем таких детей без очереди, и родители ничего не должны за это платить. В результате в детские сады определены 65% детей, находящихся в социально опасном положении.
Наконец, нам удалось добиться развития системы негосударственных дошкольных учреждений. Родители, воспитывая детей дома, гораздо чаще водят их в различные кружки, секции, группы развития. Разумеется, не во всех деревнях и поселках, к сожалению, есть такая возможность, но там, где она есть, доля детей, посещающих различные развивающие занятия, растет. В городских поселениях начинают образовываться самые разные центры по оказанию услуг дошкольного воспитания. Кроме того, после введения системы нормативно-подушевого финансирования муниципалитеты через муниципальный заказ оплачивают услуги, предоставляемые детям в частных детских садах.
- Как это делается?
- Муниципалитет проводит конкурс и по его итогам дает негосударственным дошкольным учреждениям заказ на предоставление услуги дошкольного образования в частном детском саду для определенного количества детей. Вместе с этими детьми в частный детский сад приходят те же средства, что идут на их воспитание в муниципальном дошкольном учреждении. Разницу в стоимости услуг государственного и частного детского сада покрывают родители. Сейчас разница может составлять 2-3 тысячи рублей в месяц, а это уже посильно для родителей, так что частные детские сады стали доступны большему количеству людей. Пока такая система существует в двух городах: в Перми и Соликамске, но мы планируем применить этот опыт по всему краю.
- А вам не кажется, что дети, остающиеся на домашнем попечении, отстанут в социальном развитии?
- Нет, я так не считаю, хотя нам иногда и ставят в упрек, что дети при нашей системе якобы не получат надлежащего развития. Я полагаю, это утверждение нелепое. Уже потому, что 72% «домашних» детей – это дети до трех лет. Часть из них все равно оставалась бы дома, потому что очередь в сады в основном – на места в младшие группы. А в ряде территорий и детских садов-то нет, так как детей в населенном пункте – всего шесть-семь.
В сельской местности слабая инфраструктура, а значит – проблемы с трудоустройством родителей, следовательно, матери все равно оставались бы дома при детях, но только никаких дополнительных средств на их содержание от государства они бы не получали.
Что касается пятилетних детей, то большая часть из них – 95% (цифра значительно выше, чем до начала проекта) – детские сады посещает, так что в школу они приходят вполне подготовленными.
И я в принципе не считаю правильным в полтора года отправлять ребенка в детсад. На своем опыте могу сказать: когда ребенок развивается в домашней обстановке, в окружении близких, он меньше болеет, более спокоен, уравновешен. На мой взгляд, ни в коем случае нельзя утверждать, что годовалому ребенку в саду будет лучше, чем дома, с мамой.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости