Рейтинг@Mail.ru
Дети читают, когда на них не оказывают давления – Рачевский - РИА Новости, 01.03.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дети читают, когда на них не оказывают давления – Рачевский

Читать ria.ru в
Дзен
Школьные библиотеки переживают не лучшие времена - проблемы в изношенности фонда и в маленьких помещениях. Какой должна быть школьная библиотека? Как сделать так, чтобы подростки читали книги? Об этом рассуждает директор Центра образования № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский.

Школьные библиотеки переживают не лучшие времена - проблемы в изношенности фонда и в маленьких помещениях. Какой должна быть школьная библиотека? Как сделать так, чтобы подростки читали книги? Об этом  в интервью РИА Новости рассуждает директор Центра образования № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский.

- Ефим Лазаревич, какие функции должна выполнять школьная библиотека?

- Прежде всего, она не должна выполнять только «функцию места» выдачи учебников. У нас, к примеру, учебники выдаются независимо от библиотеки. Библиотека должна играть просветительскую роль. На ней лежит компенсирующая функция, то есть в ней должно содержаться то, чего нет у детей в их домашней жизни. Скажем, сейчас мало кто состоит подписчиком газет и журналов. А в библиотеке Центра образования «Царицыно» много периодики, в первую очередь, научно-популярной - журналы «Наука и жизнь», «Химия и жизнь».

Я считаю, что на библиотеке лежит и важная досуговая функция, говоря проще – библиотека должна быть местом общения. Не обязательно проводить в ней читательские конференции. Библиотека – это место для рефлексии. И для разных возрастов нужны разные школьные библиотеки: одна для младшей школы, другая для средней и старшей.

- Чем должны различаться школьные библиотеки для каждого детского возраста?

- Что касается младшеклассников, то поскольку у детей мультиканальное восприятие, книжки для них должны быть яркими. Мы сейчас как раз строим библиотеку для начальной школы. Там будет большая игровая зона, читальный зал, причем рассчитанный на то, чтобы читать можно было лежа на ковре. Есть вещи, помимо собственно книги, делающие процесс чтения приятным: возможность устроиться поудобнее, красивый шрифт в книгах, картинки, странички, которые могут быть приятными на ощупь.

О подростках я бы сказал, что им нужно меньше академизма и больше свободы. Должен быть большой книжный ассортимент. Не должно быть ограничений на книги вроде «детям до 14 лет». Я думаю: если бы Пушкину запрещали читать в детстве Апулея или «Декамерон» Боккаччо, еще неизвестно, был бы у нас Пушкин.

Старшеклассникам обязательно нужны справочные издания. Я помню времена, когда все они ограничивались Большой детской энциклопедией. Сейчас их стало намного больше, и они должны быть в библиотеке. В целом, в любой библиотеке обязательно должны быть книги, составляющие основу школьной программы по литературе – как русской, так и мировой. Книги должны быть в открытом доступе, чтобы можно было походить, выбрать. Библиотека должна работать в течение дня долго, и нет необходимости, чтобы она начинала работать рано. У нас она работает с десяти до семнадцати – и еще по субботам. Предполагается, что у ребенка потребность в книгах рождается не на уроках, а после занятий.

- Каким вы представляете себе идеального школьного библиотекаря?

- Библиотекарь не должен быть случайным человеком в своем деле. Он должен любить книги и уметь увлечь ими других. Ему не обязательно иметь библиотечное образование, важнее, чтобы он был «фанатом» книги и все время находился в поиске. Я считаю, что это неправильно, когда библиотекарь не приходит просить у директора денег на новые книги, он все время должен искать, что бы еще интересного и нужного предложить детям. На мой взгляд, организация каталога и прочие профессиональные навыки для работы в библиотеке не содержат в себе больших трудностей. Что мне не нравится в профессиональных библиотекарях, так это их зачастую чрезмерная озабоченность материальной ответственностью. Я все понимаю: книги стоят денег, но нельзя при этом отпугивать детей, отбивать у них всякое желание брать все эти издания в руки.

- Что читают сейчас ваши школьники? И читают ли они вообще?

- Они читают, и читают все – разное. Справочную литературу они читают по необходимости. Разумеется, отдают предпочтение беллетристике и в массе своей терпеть не могут произведения, включенные в школьную программу. Подростковый возраст – это тяга к запретному, иногда к эзотерике. Был момент, когда все читали Толкина. Сейчас это ушло. «Гарри Поттера» прочитали все. Некоторая часть ребят способна на псевдофилософское чтиво. Поэзию читают меньше, но тоже читают.

Это миф, что дети не читают. Не читают они потому, что часто рядом просто нет книги. Чтобы они читали, книги им нужно подсовывать.

Для того чтобы все могли читать то, что им нравится, мы в школе сделали вот что: внизу у нас стоят специальные шкафы, откуда каждый желающий может взять книгу на свое усмотрение. Также любой может принести что-то из дома и поставить в шкаф – эти экземпляры не на балансе, просто идет обмен.

- С какими трудностями могут столкнуться школы, решив завести у себя библиотеку, подобную вашей?

- Хорошая школьная библиотека стоит денег. Я, к примеру, направил на развитие библиотеки грант, полученный нами как «Лучшей школой года» в 2006 году. Однако из положения можно выйти иначе: выпускники у нас, заканчивая школу, дарят ей книги. Не обязательно, чтобы это было дорогое издание. Главное, чтобы книгу хотелось прочесть.

Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала