1 марта 2010 года истекает срок исполнения правительством РФ поручения президента России Дмитрия Медведева о подготовке законопроектов о повышении эффективности госкорпораций, в частности о введении в них независимого аудита.
Государственная корпорация – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Создается на основании федерального закона. Имущество, переданное ей Российской Федерацией, является собственностью госкорпорации.
Госкорпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам госкорпорации, если законом о ее создании не предусмотрено иное. Может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям.
Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим ее создание.
Госкорпорация, в отличие от открытого акционерного общества (ОАО) с преобладающим государственным участием, не может быть признана банкротом, так как действующее законодательство предусматривает банкротство лишь некоммерческих организаций, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного и иного фонда. На госкорпорации также не распространяются требования о раскрытии информации, обязательные для ОАО.
Принципиальное отличие госкорпорации от государственного унитарного предприятия (ГУПа) заключается в выводе госкорпорации даже из-под формального контроля государственных органов. В частности, госкорпорации не обязаны отчитываться перед госорганами о своей деятельности, за исключением ежегодного представления Правительству России годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности, некоторых иных документов. Любые другие федеральные органы государственной власти, включая Минюст и Росрегистрацию, налоговую и таможенную службу, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. При этом госкорпорация не обязана публиковать даже указанную отчетность (она публикует только отчетность, прямо названную законом о ее создании).
Создание госкорпораций стало возможным после внесения 8 июля 1999 года изменений в Закон "О некоммерческих организациях".
Первой государственной корпорацией в России стало Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), возникшее в 1999 году (упразднено в 2004 году).
Создание госкорпораций стало магистральным направлением государственной политики во второй половине 2007 года.
В настоящее время в Российской Федерации существуют семь госкорпораций: Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, ВЭБ), Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции ("Ростехнологии"), Российская корпорация нанотехнологий (РОСНАНО), Агентство по страхованию вкладов (АСВ), Фонд содействия реформированию ЖКХ, Государственная корпорация по атомной энергии ("Росатом") и Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ГК "Олимпстрой").
Кроме того, в июле 2009 года глава государства утвердил закон о создании государственной компании "Российские автомобильные дороги" ("Автодор"), которая будет развивать сеть автомобильных дорог и придорожную инфраструктуру.
В марте 2009 года в СМИ появилась информация о том, что такая форма юридических лиц, как госкорпорации, может быть упразднена. Как написала 19 марта газета "Коммерсант", эта идея содержалась в проекте "Концепции развития законодательства о юридических лицах", подготовленном президентским советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Документ предлагал преобразовать госкорпорации в иные формы юридических лиц, не обладающие специальным статусом и особыми привилегиями. Подготовить такую концепцию поручил президент Дмитрий Медведев указом от 21 июля 2008 года.
7 августа 2009 года Дмитрий Медведев дал поручение генпрокурору РФ Юрию Чайке и своему помощнику – начальнику контрольного управления президента Константину Чуйченко провести комплексную проверку деятельности госкорпораций. По итогам проверки президент России поручил представить предложения, в том числе о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы, как государственная корпорация.
15 ноября 2009 года президент России Дмитрий Медведев поручил правительству к 1 марта 2010 года подготовить законопроекты о повышении эффективности госкорпораций, в частности о введении в них независимого аудита.
Проекты федеральных законов также будут предусматривать увязку оплаты труда должностных лиц с показателями снижения издержек, необходимость повышения энергоэффективности и производительности труда, внедрения передовых технологий и инноваций.
Поручение связано с реализацией послания главы государства Федеральному Собранию.
16 февраля 2010 года газета "Ведомости" сообщила, что Минэкономразвития РФ подготовило проект поправок в закон "О некоммерческих организациях", содержащий 12 запретов для сотрудников госкорпораций и госкомпании "Автодор".
По данным издания, ссылающегося на имеющийся в его распоряжении документ, по сравнению с версией, направленной в январе в госкорпорации, число запретов уменьшилось на четверть. Тогда сотрудников госкорпораций предлагалось практически уравнять с госслужащими. Им запрещалось участвовать на платной основе в работе органов управления коммерческой организации и приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход (в случаях, установленных законом). В последней версии поправок ограничений по ценным бумагам нет. А получать вознаграждение в советах директоров сотрудникам госкорпораций разрешено, если речь идет об их дочерних и зависимых компаниях (при условии, что получено разрешение наблюдательного совета).
Исключены еще два запрета. Сотрудникам госкорпораций и "Автодора" не стали запрещать публично высказываться в отношении деятельности своей организации и даже руководства. Также от них не будут требовать "прекращать исполнение обязанностей для урегулирования служебного спора".
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников