Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
Забастовочный вирус распространяется от одной европейской страны к другой «воздушным» путем. За последние несколько дней сотрудники сразу нескольких крупнейших авиакомпаний Европы отказались обслуживать своих клиентов. Список компаний с бастующими пилотами и диспетчерами может увеличиться уже в ближайшие дни. Пассажирам стоит перенести поездку или позаботиться о смене перевозчика.
Забастовка пилотов Lufthansa началась 22 февраля 2010 года. Этот протест поддержали сотрудники бюджетного перевозчика Germanwings и подразделение логистики Lufthansa Cargo. Сотрудники требуют повысить безопасность труда и обеспечить пилотам из Германии и иностранцам равные условия при приеме на работу. По мнению летчиков, компания неверно трактует немецкий закон о минимальном размере оплаты труда (МРОТ). Предприятие, как они говорят, стремиться принимать на работу пилотов из стран, где МРОТ ниже, чем в Германии. Кроме того, персонал настаивает на повышении зарплаты на 6,4% с учетом инфляции, мотивируя свои требования слишком низкими доходами на фоне внушительной прибыли авиакомпании.
Это крупнейшая акция протеста сотрудников авиакомпании за последние десять лет. Отменено более 800 рейсов, то есть половина от запланированных перелетов. Не смогут улететь более 10 тысяч пассажиров, а самой компании забастовка обойдется не менее чем в 100 млн евро, передает канал «Россия-24». Сегодня в полночь забастовка была приостановлена до 8 марта. Правда, если за это время руководство авиакомпании не договорится с профсоюзами, акция протеста будет продолжена.
Не смогут сегодня совершить перелет и пассажиры греческих авиакомпаний Olympic Air и Aegean Airlines. В Греции на сутки закрыты все аэропорты из-за общенациональной забастовки. Авиадиспетчеры также не поддерживают антикризисные меры правительства, настаивающего на сокращении госрасходов, в том числе и в сфере занятости, что грозит ростом безработицы.
Забастовку с 22 по 26 февраля объявили и диспетчеры парижских аэропортов Шарль де Голль и Орли. В первом аэропорту был отменен каждый четвертый рейс, а во втором - половина. Профсоюзы отрасли опасаются массовых сокращений рабочих мест и ухудшений условий труда сотрудников в случае создания единой диспетчерской авиаслужбы пяти стран Евросоюза.
Уже приняли решение о проведении забастовки бортпроводники British Airways. Это связано с тем, что с начала нового года менеджменту и работникам авиакомпании так и не удалось достичь соглашения об условиях труда. Руководство British Airways не изменило планов сокращения до 1000 сотрудников и перевода около 3000 человек на неполную рабочую неделю. Дата и продолжительность забастовки будет объявлена 25 февраля.
Таким образом, в подавляющем большинстве случаев забастовщики требуют повышение заплаты, сохранения рабочих мест и хотя бы неухудшения условий труда. Акции оборачиваются массовой отменой рейсов. Компании несут многомиллионные убытки, но больше всего страдают пассажиры. Они испытывают дискомфорт от многочасовых ожиданий рейса, тратят не только время, но и деньги за возможность поменять маршрут следования (например, покупая билеты на поезд). Кроме того, свои убытки авиакомпании могут также переложить на плечи пассажиров, повышая стоимость билетов или отказываясь от бонусных программ и распродаж.
Забастовки сотрудников авиакомпаний как способ решения трудового спора - весьма распространенное явление. Почти каждую неделю сотрудники какого-нибудь авиаперевозчика отстаивают свои права, отказываясь выполнять обязанности на прежних условиях. Рассмотрим для примера январь 2010 года.
В среду 20 января три крупнейших аэропорта Ирландии (в Дублине, Корке и Шэнноне) были закрыты на четыре часа из-за забастовки авиадиспетчеров. Они требовали увеличения зарплаты на 6%, поскольку новое оборудование для авиадиспетчеров значительно усложнило их работу «как в техническом, так и в психологическом плане».
18 января 2010 года в Хельсинки бастовали сотрудники службы сортировки багажа аэропорта Вантаа. Они были не согласны c договором об использовании иностранной рабочей силы. По мнению профсоюза сортировщиков, гастарбайтерам давали слишком много рабочих часов.
14 января во Франции забастовка авиадиспетчеров была причиной отменены части авиарейсов. Протест сотрудников был вызван массовыми сокращениями, а также планами правительства лишить их статуса госслужащих.
12 января забастовка работников ряда наземных служб привела к опозданиям в расписании авиарейсов в венгерском аэропорту «Ферихедь» - базовом аэропорту венгерской национальной авиакомпании MALEV. Протестующие требовали повышения зарплаты. 2 января этого же требовали бастующие работники двух авиакомпаний в Женеве.
В кризис не приходится ждать уменьшения количества авиазабастовок. Но пассажиры задержанных или отмененных рейсов могут уменьшить дискомфорт, если будут знать свои права. Например, через 2 часа ожидания рейса авиакомпания обязана предоставить своим клиентам напитки и возможность сделать звонок или послать e-mail. Через 4 часа перевозчик обязан обеспечить клиентов питанием, а через 6 - позаботиться об их размещении в гостинице. Если же рейс отменен, а пассажир потерял деньги, уплаченные за отель или билет на поезд, то с авиаперевозчика можно будет взыскать эти убытки.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции