МОСКВА, 24 фев - РИА Новости. Представители коллекторских агентств советуют абонентам, получившим предписание погасить долги по договорам с операторами сотовой связи, которые они не заключали, запастись справками и не выяснять отношения с коллекторами по телефону.
РИА Новости провело собственное расследование многочисленных случаев, когда абоненты получали от сотовых операторов письма о задолженностях по счетам, которые никогда не оформляли. Как выяснилось, абоненты могут не беспокоиться о долгах: только подписанный лично договор имеет силу. В январе-феврале 2010 года в интернет-сообществе появились десятки сообщений о письмах абонентам сотовых операторов с предложением оплатить счет за услуги связи.
"Пытаться объяснять коллекторам эту ситуацию по телефону бессмысленно, они выполняют свою работу, опираясь на официальную информацию, предоставленную кредитором", - сказал РИА Новости директор по развитию бизнеса ООО "Столичное коллекторское агентство" Артем Плохов.
"Наш добрый совет: таким людям необходимо позвонить в коллекторское агентство, от которого было получено уведомление и сообщить об этом факте. Также обратиться к оператору мобильной связи, в интересах которого действует коллектор, с тем чтобы оператор зарегистрировал данное обращение. Не лишним будет и обращение с заявлением о мошенничестве в органы милиции", - соглашается старший вице-президент долгового агентства "Пристав" Сергей Шпетер.
Мобильные должники
Активно работать с коллекторами операторы сотовой связи стали сравнительно недавно, и к этому моменту у них накопилось значительное количество проблемных абонентов, рассказывает Плохов.
"В основном, это мелкие долги, и по общей сумме задолженности их доля в портфелях коллекторских агентств крайне незначительна. А по количеству должников этот показатель может достигать 5-10%. Правда на рынке существуют несколько коллекторских агентств, которые специализируются на работе с долгами сотовых операторов и интернет провайдеров, в портфелях которых эта доля может быть значительно выше. Так, крупный сотовый оператор может сразу передать в коллекторское агентство 10-20 тысяч должников", - добавил собеседник агентства.
Задолженность, переданная операторами связи агентству "Пристав" в 2009 году в работу выросла на 70% относительно портфеля, переданного в 2008 году, рассказал Шпетер. На долю телекома приходится около 5% долгов, добавил он.
"Одной из характерных тенденций конца прошлого и начала этого года является повышенный интерес клиентов к оказанию услуг на стадии судопроизводства и исполнительного производства", - отметил он.
"Что касается уровня собираемости, то он снизился на 18-20% ввиду общей экономической ситуации в стране. Сложными регионами по собираемости являются Москва и ряд других крупных городов, это связано с высокой трудовой миграцией населения и как следствие невозможности установить контакт со многими должниками", - сообщил Шпетер.
По словам представителя "Столичного коллекторского агентства", выкуп портфелей операторов мобильной связи широко не практикуется: задолженность мелкая, информация о должниках скудная. "Как правило, коллекторские агентства работают с операторами на агентской основе: им поручают обзвон должников, рассылку писем, смс-информирование и т.п. Выезды к должникам не практикуются, т.к. сумма задолженности редко превышает 1500 рублей", - пояснил он.
Агентство "Пристав" ведет переговоры с рядом клиентов о возможности покупки такого портфеля, однако пока эта услуга не столь востребована как, к примеру, в банковском секторе, где только в прошлом году на продажу было выставлено розничных долгов на сумму более 2 миллиардов долларов.