Рейтинг@Mail.ru
Выпускники горных институтов РФ все чаще уезжают работать за рубеж - РИА Новости, 19.02.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Выпускники горных институтов РФ все чаще уезжают работать за рубеж

Читать ria.ru в
Считается, что профессия инженера – одна из самых невостребованных, в том числе и в горнодобывающей отрасли. Какие специалисты нужны горным холдингам и почему крупные компании США выпускникам своих горных школ предпочитают инженеров из России, в интервью РИА Новости рассказал ректор Уральского государственного горного университета (УГГУ) Николай Косарев.

Считается, что профессия инженера – одна из самых невостребованных, в том числе и в горнодобывающей отрасли. Какие специалисты нужны горным холдингам и почему крупные компании США выпускникам своих горных школ предпочитают инженеров из России, в интервью РИА Новости рассказал ректор Уральского государственного горного университета (УГГУ) Николай Косарев.

- Николай Петрович, насколько востребованы сейчас инженеры в горной отрасли?

- Горных инженеров в России немного, и большую часть их готовят всего три университета – МГУ, СПбГУ и наш. Мы своих студентов распределяем еще на четвертом курсе - раз в год проводится ярмарка вакансий. Приезжают представители крупных уральских холдингов – сейчас у нас примерно 250 договоров на подготовку специалистов.

В прошлом году многие предприятия горной отрасли из-за кризиса не могли принимать новых работников. Но зато пришли представители из банков, отделений связи, МВД и других мест: выпускники востребованы и как программисты, экологи, специалисты по сертификации, у нас много смежных специальностей, связанных с кадастрами.

- А кто сейчас нужен предприятиям горного комплекса?

- Большинство заявляют, что им нужен «главный специалист». Но его еще нужно воспитать – и для этого предприятие должно тоже участвовать в обучении. Так, восемь лет назад «Уральская горная металлургическая компания (УГМК)» заказала нам разработку корпоративного стандарта.

По их требованию ввели экономику стран, куда идет продукция компании, увеличили продолжительность практики в два раза. Даже создали социологическую лабораторию, которая  распределяет ребят на третьем курсе по их способностям к управлению, инженерной или информационной деятельности.

«УГМК» - одна из самых крупных корпораций в отрасли, с филиалами по всей стране – и раньше целевой прием был 60-70 человек, но в прошлом году им, очевидно, пришлось урезать расходы – был заказ всего на одного специалиста.

Такие корпоративные стандарты можно разработать для любой компании – но для этого нужны хотя бы минимальные финансовые вложения с их стороны, к которым они сейчас не готовы. А через пять лет, когда эти предприятия снова придут и скажут, что им «требуется главный специалист» – придется подождать, пока тот проучится несколько курсов в соответствии с их требованиями.

- Нужно ли сегодня вводить изменения в государственных стандартах подготовки инженеров?

- Я не очень верю в то, что эти периодические изменения так уж важны. В обучении главное – не инструкции, нормативы или особые технологии, а личность преподавателя.

Есть, к примеру, дисциплина – электрификация горных предприятий. В старом стандарте – 62 часа, в новом – 56. Спорят, насколько критичны эти 6 часов? Но хороший преподаватель способен обучить студента и быстрее.

- Во многих технических вузах начали открывать гуманитарные направления – даже у вас есть экономика и менеджмент. Для чего это инженерной отрасли?

- Да, многие ребята у нас поступают на инженерные специальности, а с третьего курса еще и слушают экономику и на выпуске защищают сразу два диплома. Благодаря этому они могут не только разработать инновацию, но и обосновать ее экономический смысл. А вот экономист без специальных технических знаний не всегда может увидеть, где будет востребована данная инновация и, следовательно, рассчитать прибыль с ее внедрения.

- Что изменилось в способах подготовки инженеров в последние годы

- Летом прошлого года по указу президента РФ вузам разрешили создавать у себя малые инновационные предприятия. На их основе должна измениться вся инженерная подготовка.

Уже создали технопарк, где пытаемся внедрять новые обучающие технологии – чтобы студенты не слушали стандартные лекции, а выполняли конкретные задания (платно) для местных предприятий.

К примеру, сейчас надо наладить выпуск конкурентоспособной продукции на заводе «Уралмаш». Сегодня на Урал горную технику приходится ввозить из Италии –  хотя, скажем, машины для резки мраморных плит можно было бы производить и у нас. Но для этого надо разработать режущий инструмент – вот это одна из тех малых инноваций, которыми занимаются студенты.

- Насколько конкурентоспособно сейчас наше горное инженерное образование на мировом уровне?

- Оно всегда было конкурентоспособным – нам даже не нужна нострификация дипломов. Каждый год за рубеж уезжает 15-20 человек. Запросы поступают из Австралии, Канады, даже из ОАЭ, Алжира, ЮАР и Мозамбика. Много специалистов всегда было нужно Узбекистану, Монголии и Казахстану.

В США тоже есть горные школы – но третья в мире компания по объему добычи золота «Burrick Gold» в прошлом году взяла в штат наших выпускников. Как объясняет их представитель, во-первых, подготовка горного инженера в США стоит 17 тысяч долларов в год, у нас 2,5 тысячи. Во-вторых, американским специалистам нужно создать особые условия: кондиционер сломается – в машину не сядут. А ваши приехали – и за работу.

Возможно, скоро горных инженеров в России будут готовить только для зарубежья – если отечественные предприятия не поймут, что от их активного сотрудничества зависит их будущее.

Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новост

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала