Александр Горбунов, обозреватель «Спорт день за днем», для «РИА Новости».
Язык ни у кого не повернется, даже у самых ярых недоброжелателей Евгения Плющенко, назвать его выступление в произвольной программе «неудачным», «провальным», а чемпионство американца Эвана Лайсачека «закономерным» и «справедливым».
Соперников расставили по местам арбитры, главные действующие лица основного на сегодня в мужском фигурном катании спора - «прыгать или кататься?», - занявшие сторону направления, вовсе не свидетельствующего о поступательном движении в развитии этого вида спорта. «Во всех видах спорта, - справедливо считает Плющенко, - мы наблюдаем движение вперед, за счет совершенствования техники, усложнения элементов, увеличения скорости, а в фигурном катании из мужиков мы делаем танцы на льду». Жесткость характеристики, данной серебряным призером ванкуверской Олимпиады, не выглядит реакцией проигравшего, его обидой на судей и на обстоятельства.
Плющенко сделал все, что мог. Его триумфальное возвращение - уже спортивный подвиг, а уровень выступления в Ванкувере - подвиг вдвойне. Плющенко, расстроенный вторым местом, отнесся к случившемуся достойно. Характеристика же эта - констатация реального положения дел, отношения к происходящему в мужском фигурном катании, в котором победитель Олимпийских выигрывает без демонстрации четверных прыжков, потому что не умеет выполнять этот сложнейший элемент, за которым - будущее.
Лайсачек, сильный, безусловно, фигурист, добился успеха, предъявив, в числе прочего, три безупречно исполненных каскада с тройными прыжками (лутцем, акселем и флипом), которые он, похоже, может безукоризненно сделать, находясь в любом состоянии - элементы давно выучены назубок. Четверные прыжки, без которых фигурное катание, по мнению многих специалистов, в том числе, разумеется, тренера Плющенко Алексея Мишина, отбрасывается в прошлое, сегодня, с сожалению, не в цене. Не совсем верно, полагаю, утверждать, будто судьи «закопали» Плющенко, но они оценили его сложный прокат ниже, чем привычный для них прокат американского фигуриста.
Знатоки закулисья в фигурном катании убеждены в том, что против Плющенко сработали два немаловажных момента. Во-первых, арбитры за годы его отсутствия на чемпионатах мира и Европы от Плющенко отвыкли, привыкнув за это время к другим фигуристам, к тем же Лайсачеку и японцу Дайсуке Такахаши («бронза» в Ванкувере), при Плющенко пребывавшим в тени. Во-вторых, считается, что на Олимпиаде, тем более, на Олимпиаде, проходящей в Северной Америке, американское фигурное катание не может остаться без золотой награды, а нигде больше, кроме мужского турнира, среди претендентов на самые высокие места представителей США нет.
Что-то невероятное, жуть какая-то, происходит на Играх с российскими биатлонистками и биатлонистами. В шести уже состоявшихся стартах (осталось четыре) - ни одной медали. В индивидуальной гонке у женщин все российские представительницы расположились за границей разумного - на 21-м (Ольга Медведцева), 25-м (Анна Богалий-Титовец), 26-м (Ольга Зайцева) и 56-м (Яна Романова) местах. Ясно, они огорчены. И своим уровнем, конечно, и тем, наверное, что «серебро» у Елены Хрусталевой из Казахстана, а «бронза» у Дарьи Домрачевой из Белоруссии (первенствовала норвежская биатлонистка Тура Бергер).
Мужчины выступили в индивидуальной гонке получше. Евгений Устюгов даже «зацепился» за четвертое место, однако 11-я позиция (Николай Круглов), 15-я (Иван Черезов) и 36-я (Антон Шипулин) вряд ли можно отнести к поводам для гордости. В призовой тройке два норвежца (Эмиль -Эгле Свендсен и Оле-Эйнар Бьорндален) и Сергей Новиков из Белоруссии. Круглов, правда, мог занять более высокое место (не призовое), но у него, точно поразившего все двадцать мишеней, на одном из участков прохождения дистанции после падения на спуске сломалось крепление винтовки, и пришлось до ближайшего огневого рубежа нести оружие в руках.
Никто ни представителей биатлонной сборной ничего, тем временем, толком не объясняет (что происходит? почему так происходит?). Еще, говорят, не вечер, впереди масс-старт и эстафеты, на них, обещают, отыграемся за все неудачи. Хотелось бы в это верить, но все-таки, похоже, основные проблемы исключительно слабого (на данный, во всяком случай, момент) выступления сборной России по биатлону связаны с качеством непосредственной подготовки к Олимпиаде. У самих биатлонистов, реже, чем обычно, контактирующих с прессой на Олимпиаде, иногда в интервью проскальзывает: в начале сезона состояние было лучше, чем здесь, в Ванкувере.
Некоторые наблюдатели полагают, что не следовало, к примеру, уже в этом году подниматься ради отдельных стартов высоко в горы, а затем спускаться - перепады высот вполне могли сказаться на базовом уровне подготовленности. Быть может, именно поэтому не наблюдается разумного баланса между стрельбой и бегом по дистанции. Стоит только кому-то из российских биатлонистов прибавить в скорости, как происходят сбои на стрельбище. А стоит сосредоточиться на точной стрельбе, как исчезает необходимая для громких побед скорость. Для иллюстрации подходят абсолютно все уже состоявшиеся гонки. Следствие не самого, мягко говоря, высокого уровня базовой готовности - психологическая неустойчивость, неуверенность в силах даже в тех ситуациях, когда соперники позволяют своими промахами их обыгрывать.
До «кучи» в очередной олимпийский день проиграли хоккеисты - по буллитам команде Словакии, панике при виде в составе соперника звезд НХЛ и КХЛ не поддавшейся, завершившей основное время матча и овертайм вничью (1:1) и превзошедшей сборную России в точности выполнения штрафных бросков. Пустячок, конечно, ничего страшного в поражении на групповой стадии хоккейного турнира нет, в любом случае решающими станут матчи плэй-офф, но все равно неприятно. Впрочем, такие проигрыши заставляют обычно высококлассных спортсменов, коими, безусловно, являются наши хоккеисты, спускаться с высоты своего не всегда уважительного отношения к далеко не самому сильному сопернику на грешную землю.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции