Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Сегодня в Москве началась продажа мест в так называемых «народных гаражах» - многоуровневых стоянках, возводимых в рамках специальной программы правительства Москвы. Так уж повелось, что всякий раз, когда власти анонсируют какой-нибудь «народный» или «доступный» проект, сограждане ждут скрытого подвоха. К сожалению, на сей раз опасения могут оправдаться.
Программа «Народный гараж» затевалась с благой целью насытить рынок дешевыми машиноместами и избавить город от многочисленных стихийных парковок. На поверку стояночные места в «народных гаражах» стоят не дешевле боксов в гаражных кооперативах. Но главное - из-за возведения многоуровневых парковок многие нынешние владельцы гаражей в перспективе могут лишиться своей собственности.
Проблема парковки автомашин в столице с каждым годом стоит все острее: последние несколько лет число автовладельцев в городе ежегодно увеличивалось на 100 тысяч. Сейчас в Москве порядка 3,5 млн автомобилей, но гараж или стояночное место есть менее чем у трети автовладельцев. Остальным приходится парковать своих «железных коней» во дворах или у обочин дорог, что становится одной из причин постоянных заторов и пробок.
Чтобы облегчить ситуацию с парковкой, столичные власти в 2009 году запустили программу под названием «Народный гараж». Строго говоря, объекты, возводимые в рамках проекта, - это не гаражи, а многоуровневые, до пяти этажей, автостоянки, выполненные из стальных или бетонных конструкций. У одних есть наружные бетонные стены, у других вместо стен стальные решетки. Автовладельцу предоставляется стояночное место площадью шесть на три метра, помеченное разметкой или отгороженное металлической сеткой.
Граждане, пожелавшие получить машиноместо в «народном гараже», должны принять участие в программе в качестве соинвесторов, то есть оформить договор долевого строительства с застройщиком – ФГУП «Дирекция гаражного строительства». Достоинства программы, по словам столичных чиновников, - в том, что дольщики могут быть твердо уверены: никаких неприятных сюрпризов не будет, у застройщика есть вся необходимая разрешительная документация. И никаких посредников. Места в «народных гаражах» продаются только физическим лицам. Как только очередной «народный гараж» сдается в эксплуатацию, соинвестор может оформить машиноместо в собственность.
Предполагалось, что до конца прошлого года будет простроено 198 стоянок на 74 тыс. машиномест, в этом году должно быть возведено еще свыше 420 стоянок на более чем 150 тыс. мест. В действительности, на сегодняшний день закончено строительство 48 автостоянок.
Отставание от намеченного графика - не самая большая проблема «народного» проекта. Автовладельцев смущает цена машиноместа – 350 тысяч рублей. Примерно столько же стоит «Лада-Калина» или Renault Logan. Московские чиновники уверяют, что это дешево, ведь средняя цена машиноместа в городе составляет 700-900 тыс. рублей. Возможно, если учесть, что некоторые гаражи больше напоминают дворцы и стоят соответственно. Но просмотр предложений в интернете, показывает, что в Москве можно купить гараж (не говоря о месте на стоянке) значительно дешевле указанной средней цены и даже вдвое дешевле места в народном гараже. Например, металлический бокс на охраняемой гаражной стоянке стоит от 150 тыс. руб. до 200-300 тыс. руб. И подобных предложений довольно много.
В обслуживании «народный гараж» также не дешев. Владелец металлического бокса в гаражном кооперативе платит порядка 200 рублей в месяц (коммунальные платежи, охрана и т.д.), а хозяину машиноместа в «народном гараже», по оценкам московских властей, придется платить до 800 рублей в месяц.
Наконец, практика уже показывает, что приобрести «народный гараж» за 350 тыс. рублей не так-то просто. До 60% мест в «народных гаражах» зарезервировано по предварительным договорам долевого участия, на некоторых объектах места выкуплены полностью. Иначе говоря, значительная часть объектов уже оказалась в руках перекупщиков. Столичные функционеры разводят руками: застройщик не может отказать в заключение договора тому или иному физлицу, лишь на основании подозрения, что он покупает место не для собственной машины, а для перепродажи. Тем, кто не хочет с переплатой покупать место у спекулянта, чиновники советуют становиться дольщиками в строящихся объектах.
Программа «Народный гараж» может обернуться неприятностями для тех, у кого уже есть свой гараж или место на автостоянке. Грандиозные планы по строительству «народных гаражей» упираются в дефицит и дороговизну столичной земли. Но в городе есть порядка 6 тысяч так называемых плоскостных, иначе говоря, открытых автостоянок. Вот московские чиновники думают о том, чтобы на их месте возвести более вместительные многоярусные стоянки. Предполагается, что владельцы металлических боксов при этом получат компенсацию, например место в «народном гараже» на льготных условиях. Но механизм такой компенсации не разаработан, да и есть основания сомневаться, что предложенная компенсация будет соответствовать размеру ущерба.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции