14 февраля католическая церковь чтит память равноапостольных Кирилла и Мефодия, приобщенных к лику святых.
Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия высоко чтят не только православные, но и католики. В католической церкви почитание этих святых почти столь же развито, как и в церкви православной. Но так было не всегда. Путь к прославлению Кирилла и Мефодия на Западе был не прост.
Судьба их складывалась трудно еще во время их жизни на территории Великой Моравии (ныне – Чехия). Кирилла звали первоначально Константином и он был родным братом Мефодия. Кириллом Константин прожил последние 50 дней своей жизни, приняв такое имя в монашестве. Оба брата владели распространенным в Македонии славянским диалектом. Константин знал язык моравских славян, перевел на него много священных книг христиан и проповедовал на нем.
Литургия на славянском языке, которую святые Кирилл и Мефодий с миссионерскими целями вводили среди славян, встречала жестокое сопротивление служащего на латыни немецкого духовенства, подчинявшегося епископии в Регенсбурге.
Немецкие клирики потребовали у Папы Римского расправы над проповедниками (христианская Моравия в то время находилась в Зальцбургской митрополии, то есть на нее распространялась церковная юрисдикция Рима). Однако Папа Адриан II встал на защиту братьев и освятил переведенные ими на язык славян книги. В 863 году Адриан II официально разрешил братьям служить на славянском языке. Несмотря на это, столкновения сторонников и противников славянской литургии продолжались. После смерти епископа моравского Мефодия в 885 году (его брат умер в Риме в 869 году), деятельность "славянского" духовенства была насильственно прекращена.
Позже западные славяне - чехи, поляки, хорваты - стали католиками, а славянская азбука была повсеместно вытеснена латиницей.
Существование Великой Моравии прекратилось в 907 году. Центром "славянского" духовенства после этого стало формирующееся чешское государство. Здесь на протяжении нескольких столетий славянская служба сохранялась и, вероятнее всего, сосуществовала со службой латинской.
В западной части церкви существовал еще один центр славянской литургии - Далмация (историческая область на северо-западе Балканского полуострова, на побережье Адриатического моря, на территории современных Хорватии и Черногории), где монахи пользовались не только церковнославянским языком, но и изначальным кирилло-мефодиевским письмом - глаголицей, от чего и произошло их название "глаголаши".
Эти две области - Чехия и Далмация - впоследствии стали основными территориями, на которых почитались в католической церкви святые Кирилл и Мефодий. Они были канонизированы папой Иоанном IX (914-928) уже спустя 50 лет после своей смерти, но всего лишь как "местночтимые святые", почитание которых не обязательно для всей Церкви. Их память праздновалась 9 марта.
В ХIХ веке в связи с общим подъемом национального самосознания малых народов, в том числе народов славянских, возобновились дискуссии о почитании Кирилла и Мефодия в католической церкви.
Одним из значительнейших сторонников почитания Кирилла и Мефодия был хорватский епископ из города Дяковар Иосиф Штроссмаер (1850-1905). Он был защитником славянской письменности, поддерживал тесные отношения со славянским движением.
Почитание Кирилла и Мефодия постепенно возобновилось. Большую роль в этом сыграл папа Лев XIII (1878-1903), одна из наиболее значительных фигур на папском престоле в новое время.
Выражением церковного традиционализма и заодно шагом навстречу славянской пастве католической церкви и восточным церквям стало прославление Кирилла и Мефодия как общечтимых католических святых в энциклике Grande Mundus в 1880 году.
Одновременно была назначена новая дата празднования их памяти - 5 июля. Считается, что этот день был определен в связи с тем, что 6 июля чехи отмечают память сожжения католической церковью чешского национального героя, священника и проповедника Яна Гуса (1415).
С конца XIX века почитание Кирилла и Мефодия широко распространено в католическом мире, особенно в тех странах, которые были связаны с их деятельностью (Чехия, Словакия, Польша, Хорватия).
Кирилл и Мефодий с 1980 года считаются покровителями Европы, Богемии, Моравии, Болгарии и других славянских стран и их епархий.
В настоящее время память Кирилла и Мефодия празднуется католиками 14 февраля (в восточной церкви 11 мая).
Самые пышные торжества ежегодно проходят в городе Влеград в Моравии, где находится могила св. Мефодия, которая стала святыней для всех паломников и верующих.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников