Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Испытание боевого лазера: маленький шаг к войнам будущего

Читать ria.ru в
В США произошло событие, имеющее безусловное историческое значение: Агентство противоракетной обороны провело испытания боевого лазера воздушного базирования, в ходе которого были сбиты две баллистических мишени – имитаторы жидкостной и твердотопливной ракет средней дальности.

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

В 20 часов 44 минуты 11 февраля 2010 года в США  (в Москве уже было 12 февраля) произошло событие, имеющее безусловное историческое значение: Агентство противоракетной обороны (Missile Defence Agency, MDA) провело испытания боевого лазера воздушного базирования, в ходе которого были сбиты две баллистических мишени – имитаторы жидкостной и твердотопливной ракет средней дальности.

Проект создания лазера воздушного базирования – ABL (Airborne Laser) является одной из самых амбициозных и долгосрочных программ MDA. Первые исследования в этой сфере в США начались еще в 70-х годах, когда был построен самолет NKC-135ALL, переоборудованный из летающего танкера KC-135. На борту этой летающей лаборатории был установлен СО2-лазер массой 10 тонн и мощностью 0,4-0,5 МВт фирмы United Technologies. В конце 70-х – начале 80-х годов этот самолет прошел серию испытаний, в ходе которых была доказана теоретическая возможность создания подобной системы. Дальность действия лазера не превышала, однако, нескольких километров, что исключало какие-либо военные перспективы системы.

В 1985 году в ходе наземных испытаний удалось с помощью лазерного луча нагреть и заставить взорваться установленный неподвижно на расстоянии в один километр от установки топливный бак ракеты «Титан-1», имитировавшей советскую МБР. Эти испытания, как и испытания NKC-135ALL, проводившиеся в рамках программы СОИ (Стратегическая оборонная инициатива), тем не менее не обеспечивали возможность создания реальной системы ПРО на основе «летающих лазеров» - основная масса технических проблем по-прежнему оставалась нерешенной.

Свою программу летающего лазера развивал и СССР, построивший самолет А-60 на основе военно-транспортного Ил-76. После распада СССР исследования в этой области были практически полностью свернуты, однако в прошлом году появились сообщения о реанимации программы А-60.

Вновь работы по созданию лазера воздушного базирования в США начались во второй половине 90-х годов, когда был поставлен вопрос о создании национальной ПРО США. Первоначально планировалось построить два прототипа и пять серийных самолетов к 2012 году, однако вскоре стоимость программы начала лавинообразно расти, и ее было решено ограничить. Сначала, например, сократились с двух прототипов до одного к 2012 году, а в 2009 году США решили отказаться и от второй машины, оставив только первый прототип YAL-1, работы на котором начались в 2000 году.

На что реально способен американский боевой лазер воздушного базирования? Пока что отсутствует внятная информация о характеристиках проведенных 11 февраля испытаний, однако некоторые выводы можно сделать уже на основе имеющихся сведений. На борту YAL-1 установлены три лазера:  лазер TILL (Track Illuminator Laser) — предназначен для обнаружения и сопровождения (подсветки) цели, а также корректировки параметров оптической системы лазера, с помощью которого будет осуществляться поражение цели. Второй - лазер BILL (Beacon Illuminator) — используется для компенсации атмосферных искажений, и, наконец, третий – это шестимодульный боевой лазер HEL.

YAL-1 способен поражать баллистические ракеты на стартовом участке траектории, при этом дистанция до цели не должна превышать 200-250 километров. Дистанция ограничивается  мощностью установки и падением энергии луча в атмосфере, атмосферными возмущениями, затрудняющими как прицеливание, так и поражение цели, а также нарушениями оптических свойств системы наведения на цель луча  мощного лазера, которые (нарушения) пока так и не удалось преодолеть. Ограничивает мощность установки и конструкция самолета – при работе лазера происходит перегрев фюзеляжа, что может привести к авиакатастрофе.

В сочетании с невысокой «скорострельностью» системы все перечисленное ограничивает возможности системы ABL в ее нынешнем виде перехватами одиночных пусков ракет с небольшого расстояния. Защититься от массированного ракетно-ядерного удара с помощью подобных систем в настоящее время и в обозримом (20-30 лет) будущем не представляется возможным. Если говорить о гипотетическом конфликте России и США, то в этом случае для того, чтобы перехватить ракеты, запускаемые с территории России до окончания активной фазы полета и отделения боеголовок (3-5 минут в зависимости от типа ракет), самолетам-перехватчикам необходимо дежурить в воздушном пространстве самой России. Даже при всех проблемах отечественной ПВО безнаказанное дежурство в российском небе в случае войны лайнеров B-747 не представляется возможным.

Несколько большую угрозу лазеры воздушного базирования представляют для морских стратегических ядерных сил. Подлодки несут боевое дежурство гораздо ближе к пределам, а зачастую и вне пределов территориальных вод, однако их скрытность значительно затрудняет выбор позиции для летающего лазера, который в момент пуска может оказаться слишком далеко для успешного перехвата.

Как следствие, реальную угрозу в сегодняшнем виде этот проект представляет только для стран калибра Ирана и особенно КНДР, чья территория не позволяет размещать ракетные базы на безопасном удалении от границ. Вместе с тем в дальнейшем боевой лазер может стать и более грозным оружием – если параллельно с повышением его мощности удастся разместить оружие этого класса на гиперзвуковых суборбитальных носителях, способных действовать в верхних слоях атмосферы, где ее влияние практически отсутствует. Сроки подобной перспективы можно оценить в несколько десятков лет. Размещение подобного оружия на космических аппаратах перспектив иметь не будет, по крайней мере, до того момента, пока не будет решена проблема резкого увеличения массы груза, доставляемого на орбиту, без чего размещение в космосе лазерной установки соответствующей мощности невозможно.

Бороться с развитием лазерного оружия нельзя – как показывает практика, юридические ограничения технического прогресса редко бывают эффективными, поэтому готовиться к возможному новому витку гонки вооружений необходимо уже сейчас.

Известно, что разрабатываемые Россией в настоящее время баллистические ракеты создаются с учетом необходимости прорыва ПРО, в том числе и лазерной. Среди прочих мер, обеспечивающих такой прорыв, нужно отметить сокращение продолжительности активного участка траектории новых ракет, обеспечение возможности маневрирования на этом участке, что осложняет захват цели, и т.д. Специалисты называют и ряд других мер, которые могут защитить ракету от лазерного луча.

И, разумеется, исследования в данной области Россия должна вести и сама – и для того, чтобы иметь возможность самостоятельно строить «летающие лазеры», и для того, чтобы уметь эффективно им противодействовать. В этой связи сообщения о реанимации в России программы А-60 – «близнеца» американского ABL – являются особенно актуальными.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала