По-хорошему, разбираться, что там происходит в «Речнике», должны специально обученные люди: чиновники, юристы и политические журналисты. Но коль скоро это дело принимает какой-то абсурдно-фантастический оборот, пожалуй, и я скажу свои два слова. Вообще, чем дальше вникаешь в казалось бы далекие от мира искусств сюжеты, тем больше даешься диву, насколько жизнь причудливей вымысла. Хотя медиаменеджеры во всех сферах и работают примерно по одним и тем же схемам. Ну вот, например, всем уже наверное наскучивший сериал «Школа». Какая за отчетный период была проделана работа по распрямлению обвисших рейтингов? «Школу» закрывают. И без паузы – «Школу» не закрывают. Слабовато, по-моему.
А в это время в «Речнике» нашли живого леопарда! А мэр Лужков пригрозил злорадствующим богачам из элитного поселка «Остров фантазий», чтобы не расслаблялись – бульдозеров на всех хватит. А индийское племя, к которому тоже подбирается стройтехника, обратилось к режиссеру Кэмерону за помощью. «Сажайте! – говорят. – Всех не пересажаете!». Вот это правильно.
На этой же неделе земельный вопрос повернулся к нам еще одной, очень интересной стороной. Я не имею в виду фильм Дмитрия Астрахана «На свете живут добрые и хорошие люди», хотя и там поднимается вопрос организации земного рая в российской глубинке. В прошлую пятницу произошло кое-что поважнее: на аукционе в Ранькской волости Скрундского округа Латвии российское предприятие «Александровское – Сервис» приобрело в собственность город-призрак Скрунда-1. Объект обошелся компании в 1,5 млн. латов (около $3 млн.), но россияне могут выплатить эту сумму и в течение десятилетней рассрочки.
Почему, собственно, это важно? Потому что начальная цена заброшенного городка в 150 км. от Риги была в десять раз меньше: что-то около $320 тысяч. Столько же стоит приличная квартира в Москве. И так как город был выставлен властями на открытый аукцион, купить его мог любой желающий. И желающие, понятное дело, были.
Купить себе целый город! Хорошо – он давно пустует, последние жители Скрунды-1 уехали в 1999 году, коммуникации ни к черту, о стеклах в оконных рамах и речи нет. И все-таки: это 45 гектаров земли не очень далеко от побережья, 10 жилых домов на 500 квартир, детский сад, больница, школа, два дома культуры, магазин, отель и баня. Состояние, судя по свежим снимкам, отвратительное, но я знаю московские дома, в которых дела еще хуже – и ничего.
В одной из закрытых социальных сетей немедленно возникла инициативная группа, которая решила расшибиться в лепешку, но купить город. Собралось в конечном итоге человек четыреста, готовых вложить от $500 до $100 тысяч, а потом приехать на место и латать крыши, тянуть электричество и интернет, строить теплицы и так далее. Их цель была – создать свой собственный город, да чего там – построить новое общество на здоровых, разумных и гуманных основаниях. На огороженной территории. С самоуправлением. С хорошим интернетом. С блэк-джеком и девочками. И за пределами России! Понимаете? Достаточно назначить хорошую цену и где-то немедленно соберется группа из 400 человек, готовых не только платить деньги, но и заниматься тяжелым ручным трудом, лишь бы подальше от родного градоначальства. И это только те, кто был готов рискнуть. При удачном повороте сюжета, это число могло удесятериться. Говоря словами шекспировского героя: «Я в этом вижу знак каких-то странных смут для государства».
Никто не говорит, что эти блогеры, айтишники и дизайнеры имели что-то именно против России и российского правительства. Но с чисто человеческой точки зрения любой современный россиянин находится в тяжелой ситуации. Мало того, что в большинстве регионов у нас зима девять месяцев в году. Достижения цивилизации не сильно помогают нам с этим мириться. Те, кто живет в провинции (я имею в виду пресловутых менеджеров среднего звена), терпят перебои со светом и водой, плохие дороги, гопников и компенсируют бедность культурной жизни интернетом.
Москвичам еще хуже – они терпят бешеные цены на жилье и услуги, пробки и толкучку в метро, гопников и конкуренцию коллег из провинции. Да – еще их иногда выселяют из собственных домов. Плюс менты, чиновники, просто трамвайные хамы… Кто находит ресурс – обустраивает в Подмосковье постоянное жилье на даче. Кто нет – с замиранием сердца следит за ежедневным подвигом отчаянных людей, решивших перебраться из Москвы в деревню.
Блог писателя Дмитрия Горчева так популярен не только потому, что Горчев хороший писатель. А еще и потому, что читая о том как Дмитрий растопил печь, вышел в сени, обозрел заснеженные просторы, пресловутый менеджер среднего звена нет-нет да и подумает, что не все так плохо. Что офисное рабство не навсегда и если не хватит денег на Гоа (а ясно, что не хватит), то на избушку в деревне уж точно. А Горчев немедленно предоставляет ведомость: сруб в деревне Псковской области стоит в пределах 100 тыс. руб. Дрова – до пяти тысяч за машину. Еда – семь тысяч за все лето для семьи из трех человек. Крыса за печкой – бесплатно.
И вот, что происходит дальше: компания «Александровское – Сервис» покупает Скрунду-1 и оставляет мечтателей из соцсетей с носом. Что будет с городом не очень понятно. Может пейнтбольная площадка. Может место экстремального туризма – как-никак бывшая военная база. Но коллективный разум там, в Интернете, говорит: стоп, а почему это мы уперлись именно в Прибалтику? Если мы строим город Солнца на началах разума, нам что ЕС, что не ЕС – одинаково. И немедленно начинает прицениваться к земельным участкам в Калужской области. Больше того, якобы уже существует такое экопоселение беженцев из сети. Называется Битардск и находится неизвестно где – место не разглашается, чтобы все не испортить. Или чтобы труднее было распознать сетевой розыгрыш. Тем не менее, идеологи проекта объясняют свою затею словами, близкими многим: «Это возможность избежать негативных последствий возможного краха цивилизации, желание отойти от городской суеты и работать на лоне природы, причем не только руками, но и головой, да и просто впервые в жизни оторвать задницу от кресла и попытаться сделать что-то самостоятельно».
И если снова попытаться объяснить социальные процессы примерами из истории и литературы, ясно, что с этой точки зрения дело «Речника» гиблое. Одолеть власть без рогатины, а по закону – еще большая утопия, чем покупка кучкой блогеров города-призрака. Поэтому во все века выход для россиян был один – бегство в леса, за Урал, в Сибирь, в обетованную землю, где нет жандармов и помещиков, а текут молочные реки. В общем, кому там еще надоел чиновный произвол и пробки на третьем транспортном? Когда создадите образцовое поселение на Шикотане – я первый к вам попрошусь. Крабов пасти.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции