МОСКВА, 11 фев - РИА Новости. Новые турникеты высотой с человека будут установлены на некоторых московских вокзалах в ближайшее время, сообщил РИА Новости начальник отдела пресс-службы департамента корпоративных коммуникаций ОАО "РЖД" Дмитрий Перцев.
"Пока точно эти вокзалы не называются. Турникеты будут установлены в тестовом режиме, и если нам понравится, как они работают, то подобными системами в дальнейшем оснастим все вокзалы", - сказал Перцев.
В рамках эксперимента такие турникеты уже установлены на Ленинградском вокзале Москвы в целях проверки и устранения всех неполадок, еще около 300 подобных пропускных систем планируется оборудовать на Ярославском и Павелецком вокзалах.
Выше рост - больше силы
По словам сотрудников Ленинградского вокзала, с первых дней появления новых устройств контроля прохода пассажиров наблюдается резкий спад безбилетников, которые привыкли подлезать под турникетами или перепрыгивать через них.
Дверцы нового пропускного сооружения "выросли" примерно на 40 сантиметров и стали высотой около 1,7 метра, также стеклянные щиты против безбилетников установлены по бокам, на самом корпусе, рассказал РИА Новости начальник участка по обслуживанию турникетов на Ленинградском вокзале Александр Лазутов. "Отодвинуть створки практически нельзя, также их невозможно перепрыгнуть", - отметил он.
Новые турникеты лучше защищены и от вандалов: створки прохода пассажиров усилены в разы, установлено антивандальное стекло толщиной 12 миллиметров.
Они имеют перед своими предшественниками много других преимуществ. Так, увеличился температурный диапазон эксплуатации турникетов: встроенная печка позволяет им работать при температуре от плюс 40 до минус 30 градусов, тогда как обычные турникеты функционируют при плюс 40 - минус 5, рассказал собеседник агентства.
По словам Лазутова, улучшилась и ремонтопригодность оборудования: доступ к любому узлу или детали, равно как и устранение неполадок в их работе, осуществляется через компьютер. Он же позволяет изменять алгоритм работы турникетов - регулировать скорость открытия и закрытия створок в зависимости от интенсивности пассажиропотока.
В устройстве новых турникетов учтены и требования обеспечения безопасности. Например, если на вокзале или путях возникнет чрезвычайная ситуация, контроллер одним нажатием кнопки сможет автоматически открыть все створки для беспрепятственного прохода пассажиров.
Также для удобства регулировки пассажиропотока было решено установить на Ленинградском вокзале четыре турникета реверсивного типа, то есть таких, которые работают и на вход, и на выход, добавил Лазутов. По его данным, средний пассажиропоток в летний период составляет около 25-30 тысяч человек в день, а в пиковый период - до 40 тысяч человек ежедневно.
Внешне же, помимо высоких дверей, новые турникеты мало чем отличаются от своих предшественников - стеклянные дверцы, плавно открывающиеся перед пассажирами, и валидатор для билета или абонементной транспортной карты. Несмотря на это, как отмечают контролеры турникетов, пока без их помощи "общение" с нововведением у некоторых пассажиров не складывается. Вопросы к железнодорожникам традиционные: здесь ли вход, и как сделать так, чтобы дверцы открылись?
"Турникеты имеют два индикатора пропуска пассажиров - красный и зеленый. Кроме этого, они оборудованы новейшими компьютерными технологиями, позволяющими передавать все данные на специальный компьютер, который находится у контролера билетных касс", - рассказал РИА Новости механик, обслуживающий турникеты на Ленинградском вокзале. По его словам, теперь есть возможность более точно отслеживать процесс продажи билетов и пропуска пассажиров.
Правда, как признался специалист, при всех достоинствах новых турникетов они имеют один главный недостаток - сильный натиск пассажиров они могут не выдержать. Пока система находится в тестовом режиме, эта проблема будет решаться. "Система будет находиться в отладочном режиме не менее трех месяцев, и в течение этого времени мы постараемся достигнуть таких характеристик, которые бы позволили уменьшить время на обслуживание турникетов", - сказал собеседник агентства.
Останутся ли "зайцы"?
Железнодорожники надеются, что теперь, благодаря высоким турникетам, проблема безбилетных пассажиров решится. Ведь как бы высоко ни прыгал "заяц", преодолеть такую преграду перед собой нелегко - надо быть либо чемпионом по прыжкам в высоту, либо по тяжелой атлетике.
Однако, как уверяет молодой человек Артем, "заяц" со стажем, какой-нибудь способ бесплатного преодоления турникетов народ все равно придумает.
"Зачем платить за проезд, если бегать от контролеров и перепрыгивать через турникеты гораздо интереснее. Какая-нибудь лазейка все равно образуется", - сказал пассажир.
По словам контролеров, дежурящих у турникетов, число безбилетников с "поднятием планки" уменьшилось в разы. "Зайцев" заметно стало меньше. Многие, кто хотел перепрыгнуть, разворачивались и шли к кассам за билетом. Но все равно 5-10% останется тех, кто не будет платить", - рассказал РИА Новости один из контролеров.
Кроме того, пройти друг за другом через турникеты стало сложнее. "Сегодня был свидетелем утренней разминки, когда одна девушка попыталась вплотную пролезть без билета за другой, за что была незамедлительно наказана ударами створок. Кстати, никто из представителей охраны не спешил вмешаться", - рассказал один из пассажиров по имени Алексей.
При этом в Московском метрополитене подобные турникеты устанавливать пока не планируется. "У нас есть новые турникеты, которые пока нас устраивают. Мы лишь чуть-чуть увеличили стеклянные створки, сделав их повыше", - сказал РИА новости сотрудник пресс-службы метро.
Московская железная дорога также не собирается вводить турникеты в человеческий рост на своих станциях. "Пока об установке подобных турникетов речи не идет", - сказал РИА Новости представитель пресс-службы МЖД.