135 лет назад родился Василий Иванович Качалов, первый актер, исполнивший знаменитые роли Трофимова в "Вишневом саде" и Тузенбаха в "Трех сестрах" Антона Чехова. Актер небывалого сценического обаяния, как его называл Станиславский, проработал на сцене МХАТа полвека, ставшие эпохой в истории театра.
Первые зрители
11 февраля 1875 года в прибалтийском городе Вильно родился мальчик – Василий Иванович Шверубович. Он рос в семье православного священника, настоятеля виленской Никольской церкви, и с ранних лет пел в церковном хоре. Пение настолько ему нравилось, что со временем Василий стал мечтать о карьере оперного актера.
Среди сверстников он слыл завсегдатаем оперных театров, но со временем начал ходить на все спектакли драматических театров, которых в Вильно было немало. В школе актер часто изображал увиденных на сцене героев. На переменах его выступления ждала специально собравшаяся аудитория. Василий, не расстававшийся с книгой, декламировал монологи из "Гамлета", "Отелло", "Евгения Онегина", "Полтавы".
Дома увлечение мальчика не вызывало такого энтузиазма, как в школе. Особенно после того, как Василий однажды выскочил из под стола в образе очередного сценического злодея в непонятном тряпье, да еще и с топором, заимствованным у дворника, пишет ricolor.org.
Фамилия кучера
В 1893 году Василий Шверубович поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Через год в стенах университета началась его артистическая карьера. Вместе с другими студентами-любителями сцены он работал под руководством Александринского актера-примы Владимира Николаевича Давыдова.
Для своего профессионального дебюта студенты театральной труппы подготовили спектакль "На бойком месте" по пьесе Островского. Играли его за плату рабочим фарфорового завода.
Первой важной работой Василия Ивановича стала роль Несчастливцева в спектакле "Лес". После нее о самородке с юридического факультета заговорили многие. Успех подвиг его сделать окончательный выбор в пользу театра и взять псевдоним. А произошло это не без участия его друга, певца Федора Шаляпина.
Однажды за разговором в кофейне Шаляпин заявил: "Какая-то у тебя, Васька, фамилия никудышная - Шверубович, не актерская какая-то фамилия". После этого певец открыл газету и медленно прочитал: "Умер кучер Василий, Иванов сын, Качалов". Подумав, Шаляпин воскликнул: "Смотри-ка, тоже Василий, тоже Иванович, полный тезка! Вот и возьми себе псевдоним - Качалов! Ка-ча-лов! Звучит!".
Автографы великих
Чтобы немного успокоить родных, Качалов написал им, что не бросает учебу, а едет доучиваться в Казанский университет. В Казани его приняли в театр, где за каждый полусезон на долю молодого актера выпадало от 30 до 70 ролей, в основном – второго плана.
27 января 1900 года Качалов приехал в Москву с молодой женой Ниной Николаевной, игравшей вместе с ним на казанской сцене. По протекции питерских друзей ему удается попасть на службу в Художественный театр.
Впервые Василий Качалов появился на сцене в роли царя Берендея в пьесе Островского "Снегурочка", пишет tvkultura.ru. Московскую публику сразу же покорила пластика молодого актера и его неподражаемый тембр голоса. Как писал тогда известный острослов Дон Аминадо, Качалов вмиг стал кумиром женщин: "Восторженные почитательницы, точно знавшие время появления артиста во время его прогулки по Кузнецкому мосту, выстраивались на мостовой в нетерпеливом ожидании и, наконец, "О, чудо!", шли "за своим полубогом в меховой шапке, в серых ботиках и в отличной шубе. Каждой эпохе – свой кумир".
Впоследствии отзывы о Качалове становились более благосклонными, а их авторы – более известными. Один из поклонников творчества актера, Иван Бунин, однажды подарил ему книги рассказов и стихов "Иоанн Рыдалец", сопроводив подарок автографом: "Василию Ивановичу Качалову от его старого поклонника Ив.Бунина".
Признателен за творчество Качалову был Антон Павлович Чехов, пишет ng.ru. После спектаклей "Вишневый сад" и "Три сестры" он подарил ему книгу с автографом: "Дорогому Василию Ивановичу Качалову на добрую память от глубоко уважающего, любящего и признательного автора. Антон Чехов, 26 февраля 1904 г. Ялта".
Сегодня уже сложно назвать полный список всех сыгранных Качаловым ролей. Он много раз выходил на сцену МХАТа, играя персонажей Горького, Достоевского и Ибсена. Как говорили современники Качалова, он не просто выходил на сцену – он жил на сцене и сценой.
Особое отношение у актера было к шекспировским постановкам. Гамлет для него знаменовал трагедию несовершенства мира. Больше всего в своем герое он выделял тоску о мире настоящем, мире справедливости, верности, дружбы и честности.
У самого Качалова, казалось, не было врагов. О его удивительной доброте и отзывчивости говорили многие, кто знал актера. Так, артист МХТ имени Чехова Владлен Давыдов однажды поделился своими воспоминаниями о демократизме и скромности Качалова. "Василий Качалов для меня – идеал драматического русского актера. Самое главное в актере – гармония личности, сочетание ума, доброты, веры в жизнь и бога – качеств, которые настоящий актер должен нести на сцену", - приводит слова Давыдова aki-ros.ru.
История одного преображения
Так сложилось, что в кино Качалов появился лишь однажды - сыграл в картине Якова Протазанова "Белый орел". А в 1931 году он прочел вступительный текст к первому советскому звуковому фильму "Путевка в жизнь". Его голос, рассказывающий о судьбе беспризорных, остался в памяти нескольких поколений страны.
Впрочем, легенды об уникальных свойствах голоса Качалова появились еще до премьеры "Путевки в жизнь". Философ Владимир Разумный рассказал об удивительном преображении Качалова во время съемки фильма "МХАТ и его мастера". В павильоне, где снималась картина, он не узнал в старом, усталом человеке Качалова. Но через мгновение на глазах собравшихся произошло чудо: "Старый, понурый, бесконечно усталый человек за столом сценической выгородки привстал, выпрямился, встрепенулся, обращаясь к вошедшему в трактир Алеше Карамазову (жившему лишь в его воображении, ибо второго актера на съемке в эту ночь не было), и заговорил. Но как заговорил! Сколько бы раз я не смотрел потом фильм "МХАТ и его мастера", этой вселенской мощи, этой задумчивости, этого могучего голоса, равного голосу Бога, услышать при всем желании не удавалось".
Качалов тогда произнес лишь одну реплику: "Клейкие, весенние листочки, голубое небо люблю я, вот что! Тут не ум, не логика, тут нутром, тут чревом любишь, первые свои молодые силы любишь".
Тайна дневника Качалова
С началом Великой Отечественной войны Качалов был эвакуирован сначала в Нальчик, а затем в Тбилиси. Вскоре его постигло страшное известие: сын Качалова, Вадим, оказался в плену. Как выяснилось позже, ему удалось бежать из лагеря. До конца войны Вадим принимал участие в партизанской войне в Италии, а на родину смог вернуться только в 1945 году.
В 1948 году мэтра русской сцены сразила неизлечимая болезнь - рак легких. Василий Качалов год находился в кремлевской больнице под наблюдением светил медицины. В конце сентября, чувствуя, что близок час расставания, Качалов сказал жене и сыну: "Любопытства нет, но и страха нет тоже".
Согласно завещанию Качалова, его сыну пришлось уничтожить дневники, которые отец вел в течение всей своей жизни. Отрывки из него все же дошли до наших времен. Так, в самом начале своего пути Василий Качалов, тогда еще Швебурович, писал: "... или мое проклятое заикание приведет меня в могилу, или - в Художественный театр...".
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников