Рейтинг@Mail.ru
Ирина Архипова и ее триумфальное восхождение - РИА Новости, 11.02.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Ирина Архипова и ее триумфальное восхождение

Читать ria.ru в
Дзен

11 февраля на 86-м году жизни скончалась оперная певица, звезда мировой величины Ирина Архипова. По всему миру ее называли "Царицей русской оперы". Она выступала с триумфом на сценах лучших театров от Парижа до Нью-Йорка и вошла в созвездие великих оперных голосов XX века наряду с Марией Каллас и Монтсеррат Кабалье. 2 января Ирина Константиновна отмечала двойной юбилей: ей исполнилось 85 лет, из которых больше полувека было отдано творческой деятельности.

Мамин голос и папин слух

История Ирины Архиповой – это история о том, как подающий надежду архитектор предпочла карьеру певицы и добилась на этом поприще блестящих успехов.

Она родилась в 1925 году в Москве в семье Константина Ветошкина, крупного специалиста в области строительства. Первыми музыкальными звуками детства будущей оперной звезды было мамино пение. "У нее был очень красивый голос, задушевного, мягкого тембра. Папа всегда восхищался им. Хотя сам не имел голоса, но был очень музыкальным человеком, любил ходить на концерты, в театр на оперные спектакли. Самоучкой он научился играть на балалайке, мандолине, гитаре", - вспоминала Ирина Архипова.

Она часто напевала с мамой, особенно Ирине нравилось петь дуэт Лизы и Полины из "Пиковой дамы" Чайковского. Не меньше ей нравилось рисовать. А первым человеком, который оценивал и поощрял ее опыты в этом направлении, был папа. Его друзья-строители приходя в гости, глядя на Ирину, часто говорили: "Какая серьезная у вас дочка! Наверное, она станет архитектором". Выбор будущей профессии был предопределен. В 1948 году Ирина окончила Московский архитектурный институт и даже успела поработать по специальности. В Москве есть здания, спроектированные ею.

Работая по первой специальности, Архипова не забыла о вокальных занятиях, которые начала посещать еще в архитектурном институте. Она поступила в Московскую консерваторию в класс пения Л. Ф. Савранского,  так началась новая полоса в ее жизни.

Московский триумф

В марте 1951 года Ирина Архипова, будучи одновременно архитектором "Военпроекта" и студенткой 3-го курса Московской консерватории, дебютировала на московском радио для Италии. Она исполнила гимн Молинелли и русскую народную песню "Ох, долга ты, ночь".

Блестяще выступив на дипломном концерте, Ирина попыталась попасть в труппу Большого театра, но на пробе она не понравилась, и ее не взяли. Лишь после победы на международном конкурсе вокалистов в Варшаве о ней услышали. Во время выступления победителей конкурса в столице один из членов советского правительства спросил: "Почему Архипова не в Большом?". И вскоре, весной 1956 года, она уже исполняла партию Кармен на сцене Большого театра, пишет peoples.ru.

Ее дебют стал настоящим прорывом в советском оперном искусстве. По силе голоса и эмоциональности, Ирине Архиповой не было равных. От того выступления певица запомнила чувство неимоверного страха перед огромной публикой: "По своей тогдашней неопытности я не знала, что бояться надо было не просто первого выхода на сцену Большого, а первого появления на ней именно в партии Кармен. Я не думала тогда, что это исключительный случай: впервые в Большом и сразу в главной роли! Мои мысли тогда были заняты одним - хорошо спеть спектакль".

Итальянские гастроли

Мировая слава Ирины Архиповой началась с дуэта в опере "Кармен" с выдающимся итальянским тенором Марио дель Монако в июне 1959 года. Монако стал первым итальянским оперным певцом, выступившим на советской сцене. Зал приветствовал артистов стоя.

После выступления счастливый певец сказал: "Я двадцать лет пою на сцене. За это время я знал многих Кармен, но лишь три из них остались в моей памяти. Это Джоанна Педерцини, Райз Стивенс и Ирина Архипова".

"Кармен" открыла перед Архиповой двери на мировую оперную сцену. Она была приглашена участвовать в постановке оперы в Риме и Неаполе. А после теле- и радиотрансляции этого спектакля на всю Европу получила многочисленные приглашения из-за рубежа.

"Ты - мой восторг, мое мученье,
Ты озарила счастьем жизнь мою...
Моя Кармен...

Так обращается к Кармен влюбленный Хозе в своей знаменитой арии из второго акта, или, как ее еще называют, "арии с цветком". Я тоже с полным правом могу повторить эти слова признания своей героине, - говорила Ирина Константиновна. - И хотя нельзя сказать, что работа над этой ролью была моим мучением, но давалась мне моя Кармен не сразу и не просто, а после многих сомнений и поисков своего видения, своего понимания этого персонажа очень популярной оперы Бизе и не менее популярной новеллы Мериме. Зато бесспорно, что исполнение этой партии оказало решающее влияние на всю мою дальнейшую творческую судьбу".

Как выяснилось позже, выступления Архиповой также повлияли на судьбу многих других артистов Большого театра. В результате ее гастролей был подписан контракт о первой стажировке молодых советских певцов в Италии.

Скатерть с автографами

Гастрольная деятельность Архиповой продолжилась весной 1963 года, когда состоялась поездка в Японию. В стране восходящего солнца она провела 14 сольных концертов. Затем певица отправилась с артистами Большого театра в Милан и в этом же году впервые побывала в Нью-Йорке. В Америке Ирина Архипова познакомилась с пианистом Джоном Вустманом. Вместе они неоднократно гастролировали в США и Европе.

Одно из самых запоминающихся выступлений Архиповой состоялось летом 1972 года  на сцене древнеримского амфитеатра во французском городе Оранж. Французские газеты тогда единогласно объявили триумфом выступление Архиповой в образе Азучены в опере Верди "Трубадур".

Как писала французская газета "Комба", спектакль закончился триумфом двух дам. "Монтсеррат Кабалье и Ирина Архипова - вне конкуренции. Они единственные и неповторимые в своем роде. Благодаря фестивалю в Оранже нам выпало счастье видеть сразу двух "священных идолов", заслуживших восторженный отклик публики"".

По словам Архиповой, знакомство с Монтсеррат Кабалье стало одним из самых приятных в ее жизни. "Эта прославленная певица во все времена нашей совместной работы над "Трубадуром" вела себя очень достойно - без каких-либо "примадонских всплесков". Более того, она была очень внимательна к своим партнерам, никого не подавляла своей славой, а была спокойна, доброжелательна", - вспоминала Архипова.

На память о встречах с великими людьми искусства Ирина Константиновна сохранила необычную скатерть с автографами: "Первыми, кто оставил свои подписи на моей скатерти, были мои коллеги по Большому театру - певицы Мария Максакова, Мария Звездина, Кира Леонова, Тамара Милашкина, Лариса Никитина... Из певцов, с которыми я часто выходила на сцену Большого, для меня расписались Иван Петров, Зураб Анджапаридзе, Владислав Пьявко..."

Кстати, именно благодаря Ирине Архиповой Владислав Пьявко пришел в оперу. В конце 50-х, он, будучи курсантом, попал на спектакль "Кармен" с участием актрисы. Увиденное так поразило его, что уже через год Владислав ушел из армии и поступил в ГИТИС. Кто бы мог подумать, что через несколько лет Архипова и Пьявко будут выступать вместе на одной сцене уже связанные супружескими узами.

Мастер-класс Ирины Архиповой

Через тридцать лет сольной карьеры в Большом театре Ирина Архипова стала его главным вокальным консультантом. Она преподавала в Московской консерватории, где в 1982 получила звание профессора. Проводила мастер-классы в Финляндии, США, Польше и других странах.

Зная, как тяжело приходится молодым артистам, Ирина Архипова в начале 90-х решила организовать фонд, который по сей день занимается поддержкой и пропагандой музыкантов-исполнителей, в том числе и певцов.

"Я с уверенностью могу назвать свою жизнь счастливой, - говорила Ирина Константиновна. - Я была счастлива своими родителями, своими близкими, своими друзьями, счастлива своими учителями и своими учениками. Я всю жизнь занималась любимым делом, объездила почти весь мир, встречалась со многими выдающимися личностями, имела возможность делиться с людьми тем, чем одарила меня природа, ощущать любовь и признательность своих слушателей и чувствовать, что мое искусство нужно многим. А ведь это так важно каждому из нас - знать о своей нужности".

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала