11 июня 1937 года специальное судебное присутствие из шести военачальников высших рангов по обвинению в заговоре приговорило маршала Советского Союза Михаила Тухачевского и «группу предателей» к высшей мере наказания. Уничтожение части руководства Красной Армии известно как «Дело военных» (дело «Антисоветской военной организации»).
12 июня 1937 года газета «Известия» опубликовала следующий текст: «Шпионы Тухачевский, Якир, Уборевич, Корк, Эйдеман, Фельдман, Примаков и Путна, продавшиеся заклятым врагам социализма, дерзнули поднять кровавую руку на жизнь и счастье стосемидесятимиллионного народа, создавшего Сталинскую конституцию, построившего общество, где нет больше эксплуататорских классов…»
Существуют несколько версий. Согласно «канонической» версии маршал Советского союза Михаил Тухачевский и его сподвижники стали жертвами общей «чистки», которую во второй половине 1930 х годов проводилась повсеместно.
Но есть и другая версия: заговор все таки был, но был направлен не против Советской власти, а лично против Сталина. Эту версия получила известность благодаря статье, опубликованной в 1953 году в американском журнале Life. Автором этой статьи, а также и одноименной книги под названием «Тайная история сталинских преступлений» являлся генерал Александр Орлов, бежавший из Испании, где он в 1930 х годах возглавлял резидентуру советской разведки, в США.
В своей статье он утверждал, что группой чекистов в архивах были обнаружены документы, из которых неопровержимо следовало, что Сталин был агентом провокатором царской охранки. Документы были доведены до сведения наркома внутренних дел Украины Балицкого, тот, в свою очередь, сообщил об этом командующему Киевским военным округом Ионе Якиру и руководителю ЦК компартии Украины Станиславу Косиору. Вскоре новость дошла и до маршала Тухачевского. Так возник заговор: было решено во время большого совещания комсостава захватить Кремль и арестовать Сталина. Однако информация о подготовке переворота стала известна Сталину до того, как заговорщики привели ее в исполнение.
Сторонники еще одной версии считают, что досье о «заговоре в Красной Армии» было сфабриковано спецслужбами фашистской Германии и в результате очень тонкой операции абвера «подсунуто» Сталину.
В соответствии с еще одной версией, досье на Тухачевского родилось в стенах НКВД, было подброшено немецким спецслужбам в надежде на то, что они, заинтересованные в «обезглавливании» Красной Армии, подыграют Сталину и помогут ему развязать антиармейский террор.
Известно, что компрометирующие документы на Тухачевского органы государственной безопасности начали накапливать еще в середине 1920 х годов. Однако в 1932 года Тухачевский был назначен первым заместителем наркома, в 1933 году был награжден Орденом Ленина, в 1935 году ему было присвоен звание Маршала Советского Союза. Он стал самым молодым маршалом СССР.
Но уже 11 мая 1937 года Тухачевского сняли с должности заместителя наркома и отправили в Куйбышев, командовать войсками Приволжского военного округа. Перед отъездом он добился встречи со Сталиным. Вождь пообещал, что скоро вернет его в Москву. Свое слово Сталин сдержал: 24 мая Тухачевский вернулся в Москву, на Лубянку, под конвоем.
Первые дни Тухачевский пытался отрицать свою вину, но потом подписал признание. Возможно, причиной тому послужили пытки, которые Политбюро ЦК разрешило применять к арестованным по этому делу, приняв специальное постановление.
Было образовано Специальное судебное присутствие Верховного суда во главе с Василием Ульрихом, в которое ввели заместителя наркома обороны Якова Алксниса, начальник штаба РККА Борис Шапошникова, командующего Дальневосточной армией Василия Блюхера, командующих округами Семена Буденного, Ивана Белова, Павла Дыбенко, Николая Каширина. Многие из них впоследствии были репрессированы.
Приговор по делу о военном заговоре был оглашен 11 июня 1937 года в 23 часа 35 минут. Утром 12 июня Тухачевский был расстрелян в подвале тюрьмы в Лефортово.
В 1957 году военная коллегия Верховного суда СССР реабилитировала Михаила Тухачевского, отменила приговор в отношении всех осужденных и прекратила дело за отсутствием в их действиях состава преступления.