Александр Горбунов, обозреватель "Спорт день за днем", для РИА Новости.
Поражение российской команды в четвертьфинале Кубка Федерации в Белграде, которое пророчили некоторые скептики, стало бы, несомненно, сенсацией. Но разговоры о возможной сенсации так разговорами и остались: сборная России, даже испытывая сложности при выборе состава на матч, одолела сербских теннисисток, неистово поддерживаемых белградской публикой, и вышла в полуфинал.
Неизменный капитан российской команды Шамиль Тарпищев действительно собирал состав с миру по нитке. Только-только завершился открытый чемпионат Австралии, неудачный, надо сказать, для теннисисток из России. Кто-то устал, кто-то огорчен результатом, кому-то надо проконсультироваться с врачом… Кроме того, на ровном месте возник, можно сказать, был выдуман "конфликт" Тарпищева с одним из лидеров российского женского тенниса – Светланой Кузнецовой. Конфликта, между тем, никакого не было. "Абсолютно нормальные, рабочие отношения", - так назвали Тарпищев и Кузнецова, вспыхнувший было между ними, но вовремя потушенный огонь публичного обмена мнениями в прессе.
Кузнецова, несмотря на неудачу в Австралии, моментально откликнулась на приглашение Тарпищева и стала в составе сборной единственным представителем первой мировой рейтинговой десятки. Она занимает сейчас в классификации четвертую строчку, но потенциал Кузнецовой огромен. Партнерши Кузнецовой по приехавшему в Белград составу от нее заметно отстают: Алиса Клейбанова - на 31-м месте в рейтинге, Анастасия Павлюченкова - на 38-м и Вера Душевина – на 40-м. Тарпищев постепенно начинает обновлять состав команды. 20-летняя Клейбанова и 18-летняя Павлюченкова – именно те теннисистки, на которых в скором времени придется делать основную ставку. Клейбанова в Белграде выступила по полной программе: в первый день уступила Елене Янкович (8-я позиция в мировой классификации), во второй обыграла Ану Иванович (23-я) и в паре с Кузнецовой взяла верх в решающей встрече – при счете 2:2 – над сербской парой.
После первого дня матча счет был прогнозировавшийся – 1:1. Кузнецова легко справилась с Иванович, у них на сегодня разные категории: российская теннисистка превосходит соперницу в уровне физической готовности, в техническом мастерстве и в умении тактически разнообразить игру. Даже существенная поддержка, оказываемая Иванович белградскими болельщиками, никоим образом на исход встречи не повлияла.
Могла ли Клейбанова выиграть у Янкович? После первого сета показалось, что могла, но сказался опыт Янкович, ее умение вынудить соперницу подчиниться ее игровой модели. Перед белградским матчем Янкович вбросила в прессу информацию о том, что у нее травма: беспокоит, дескать, спина, и она не знает не только о том, будет ли играть, но и о том даже, прилетит на матч из Флориды или нет.
Прилетела, со спиной все оказалось нормально. Янкович последовательно обыграла Клейбанову и Кузнецову (впрочем, точнее об этой встрече следовало бы сказать так: не Янкович выиграла, а Кузнецова проиграла – прежде всего, самой себе, отойдя от привычных методов ведения игры), но на игру в паре у нее, похоже, сил уже не хватило.
Российская же пара (Кузнецова – Клейбанова), никогда прежде в таком сочетании не выступавшая, несмотря на только что завершенные встречи в индивидуальном разряде, выглядела вполне боеспособной, уверенной в себе и готовой играть столько, сколько потребуют матчевые обстоятельства.
Рисковал ли Тарпищев, выставляя в паре проигравшую в этот день Кузнецову и уставшую Клейбанову? Безусловно, рисковал. Но еще большим риском, наверное, со стороны капитана было бы подключение к Кузнецовой или Клейбановой остававшихся в роли запасных Павлюченковой и Веры Душевиной или же появление на корте пары Павлюченкова – Душевина (они официально были заявлены на игру в паре, но капитан совершил необходимую замену). Тарпищев, несомненно, ситуацию контролировал, был уверен в физических кондициях Кузнецовой и Клейбановой, заметно прибавляющей в игре в последнее время, и в умении обеих поддерживать необходимую для успеха интенсивность, брать инициативу в свои руки и подавлять соперниц вариативностью предъявляемого тенниса.
В полуфинале российской сборной придется, разумеется, гораздо сложнее. Играть (24-25 апреля) предстоит с командой США на ее площадке. Сестры Уильямс, не приезжавшие на четвертьфинал с француженками, конечно же, выступят в этом матче. У российского капитана вновь, судя по всему, будут сложности с оптимальным составом. Сразу после американского полуфинала состоится первый важный в сезоне турнир на грунте в Штутгарте, и возвращение игроков из Америки создаст акклиматизационные проблемы.
Кроме того, теннисные матчи США – Россия интересны еще и тем, что перед ними, вот уже на протяжении многих лет, возникает проблема с американской визой Шамиля Тарпищева. Тарпищев, член, помимо всего прочего, Международного олимпийского комитета, начиная с 1994-года раз десять выезжал в Америку, и каждый свой выезд туда одни из лучших в мире теннисных специалистов называет «пыткой» и "издевательством". На Олимпийские игры в Солт-лейк-сити его, например, впустили в США только на вторую неделю Олимпиады. На турнир в Майами дали визу лишь на три последних дня. На матче Кубка Федерации позволили присоединиться к своей команде за сутки до начала встречи.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции