Андрей Марчуков, кандидат исторических наук, Институт российской истории РАН.
Недавний указ Виктора Ющенко о присвоении звания Героя Украины Степану Бандере, члену террористической партии - Организации Украинских Националистов (ОУН), вызвал предсказуемое возмущение в России, а также среди тех граждан Украины, которые не разделяют националистические воззрения. Но есть в кампании по реабилитации и прославлению ОУН один положительный момент - она должна наконец мобилизовать противников этой реабилитации. И на Украине, и в России.
Дело в том, что было бы несправедливо обвинять в героизации ОУН-УПА одного лишь Ющенко и других «оранжевых». Эта политика уходит корнями в самое начало 1990-х, когда совместными усилиями «национально-сознательных» и вчерашней партийно-советской номенклатуры идеологической основой новой Украины был сделан украинский национализм. Именно тогда закладывалась основанная на его идейном багаже новая шкала ценностей, которая вскоре и утвердилась в стране.
В 1992 году, вовсе не при Ющенко, а при Леониде Кравчуке, на Украине впервые отмечалось 50-летие образования «Украинской Повстанческой Армии» (УПА) и начались попытки придать ее участникам статус ветеранов войны. А в 1997-2000 годах, уже при следующем президенте - «многовекторном» Леониде Кучме, была создана специальная правительственная комиссия (с постоянной рабочей группой), с целью выработки официальной позиции в отношении ОУН-УПА. Итогом ее работы стало снятие с ОУН ответственности за сотрудничество с гитлеровской Германией и признание УПА «третьей силой» и национально-освободительным движением, боровшимся за «подлинную» независимость Украины. Таким образом, Ющенко лишь придал этой кампании последовательность.
Кстати, такой принципиальной последовательности в отстаивании взглядов собственного электората у Ющенко не грех поучиться его политическим противникам. Не секрет, как легко «забывали» свои предвыборные обещания (особенно касающиеся гуманитарных вопросов) все политики, представлявшие тяготеющие к России южные и восточные регионы Украины.
В этом смысле показательным будет то, как поведет себя новый президент Украины (а им, по всей вероятности, станет Виктор Янукович), причем даже не по вопросу о языке или содержании школьных и вузовских программ по истории (тут, надо полагать, никаких перемен не произойдет). Отменит ли он хотя бы указы о присуждении звания Героя Украины Бандере и командующему УПА оуновцу Роману Шухевичу, которому Ющенко также присвоил это звание? Или же, прикрываясь фразами о том, что он - «президент усiх українцiв» и стремится к «единению народа Украины» (в основу которого «почему-то» кладутся именно националистические установки), замнет вопрос? Хочется ошибиться, но есть все основания опасаться, что события будут развиваться именно по второму сценарию…
Тому, как надо отстаивать собственное мировоззрение и заставлять это делать избранных «слуг народа», стоит поучиться у своих противников и самим избирателям, голосующим за того же Януковича или Партию регионов. Должен быть, наконец, понят простой факт. Если твои оппоненты тебя не уважают и демонстративно оскорбляют все то, что тебе дорого (память о Великой Отечественной войне), то и тебе следует держать удар и отстаивать свою систему ценностей. И если в Одессе некими анонимными (но надо думать, хорошо известными СБУ) молодчиками оскверняется памятник Екатерине II (в царствование которой эти земли были отвоеваны у Османской империи, благодаря чему славяне, включая украинцев, и смогли их заселить), то такие вылазки и их участники должны получать адекватный ответ. Да, это неприятно, но не делать этого нельзя.
Наконец, последовательности стоит поучиться у Ющенко и российским политикам. Вспомним, как в самый последний момент бесславно закончилась полугодовая эпопея с демонстративной задержкой отбытия в Киев нового российского посла Зурабова, и отсутствием имени Ющенко (пока еще действующего президента) в верительных грамотах. Под давлением украинской стороны имя это в документе появилось.
А теперь о главном. Так как следует воспринимать героизацию «бандеровщины»?
По большому счету это, конечно же, плохо. И не только потому, что ОУН проповедовала расизм и террор, тесно сотрудничая с нацистской Германией, которая вела с народами СССР войну на уничтожение. Все еще проще. И сама ОУН-УПА (всех фракций и течений), и родственные ей по целям и духу современные организации - наши враги. Наши - это значит, враги и России (России как таковой, в каком бы виде она не существовала), и народа Украины, тех миллионов украинцев, которые не разделяют идейные принципы украинского национализма. Они наши враги уже потому, что считали и считают нас своими врагами.
Строго говоря, проблема ОУН-УПА - всего лишь одно из проявлений украинского национализма, лишь эпизод в его истории, пусть и весьма заметный. И раз культ ОУН-УПА не хочет умирать - значит, он отражает какие-то важные особенности украинского национализма.
В результате с украинского национализма срываются маски, и миру предстает его подлинное обличье. Дело в том, что практически с момента своего зарождения во второй половине XIX века украинский национализм стремился преподнести себя как гуманное и глубоко народное освободительное движение, как защитника угнетенного и порабощенного тоталитарной, варварской, азиатской Россией (потом СССР) народа, которому эта Россия изначально абсолютно чужда и чужеродна. И это ему часто удавалось. Украинские националисты находили поддержку и у российской либеральной и левой общественности, и у иностранных государств, особенно тех из них, что были противниками России.
Украинский национализм обладает своими героями, сакральными вехами и мифологемами, постепенно пополняясь все новыми. В середине XX века он обогатился опытом ОУН-УПА. Именно поэтому ее героизация стала неотъемлемой частью украинского национализма вообще. Но если раньше его адепты могли стенать о «русификации», «тысячелетнем угнетении украинской мовы», «российском колониализме», изображая себя невинной жертвой, то после включения опыта ОУН-УПА в «сокровищницу» украинского «освободительного движения» вводить людей в заблуждение стало гораздо труднее. Ведь получилось, что все те, кто запрещает русский язык, глумится над русской культурой, ратуя за украинизацию всего и вся, кто боготворит НАТО и во всем винит Россию, а своих сограждан считает «национально-неполноценными» - тот автоматически и за «бандеровщину». А значит, господин Ющенко и его сторонники расписываются в полном согласии с идеологией и практикой «бандеровщины» - терроризмом, нацизмом, антисемитизмом, погромами.
Таким образом, «бандеровщина» демаскирует украинский национализм, делает явным все то, что его адепты хотели бы сохранить тайным. И это - первый положительный момент.
Второй момент - благодаря «бандеровщине» выпукло проявляется и характер самой нынешней украинской государственности, заквашенной на националистической идеологии. А вместе с этим и понимание, что без коренной смены этой идейной первоосновы никаких серьезных перемен ни в российско-украинских отношениях, ни во внутриполитической ситуации на Украине даже при смене власти в Киеве ожидать не придется.
Есть и третий момент, которого мы уже вскользь касались выше. Агрессивное насаждение культа ОУН-УПА расшевелило людей. Известно, что в политическом отношении «Восток» Украины заметно пассивнее «Запада». Даже в условиях независимой Украины «восточное» население сохраняло советский менталитет и, в отличие от населения западных областей, больше думало о материальном положении, нежели о чести. Оно безропотно выносило политику украинизации-ассимиляции и лишь на выборах напоминало о своих предпочтениях.
Но перед лицом явного неуважения к себе и своей исторической памяти, которое несколько лет подряд им выказывали власти страны во главе с ее первыми лицами, эти люди просто были вынуждены встряхнуться и задуматься о том, какого они роду-племени и начать вырабатывать свою идентичность. И давать отпор.
Конечно, этот поиск только начинается, еще до конца не выработана ясная и наступательная идеология. Политическая и национальная активность «Востока», в том числе молодежи, ниже, чем у «Запада», и носит оборонительный характер. Но важно то, что дело сдвинулось с мертвой точки. И теперь главное, чтобы поведение «вождей» не похоронило пробуждающееся самосознание народа. Но тут как раз и нужна та самая принципиальность и последовательность, о которой шла речь выше.
А культ «бандеровщины» способствовал этому пробуждению. И здесь - несомненная заслуга Ющенко. Ставя своей целью «сплочение нации» и «формирование нового украинца» (естественно, на мировоззренческой основе украинского национализма), он, сам того не желая, достиг обратного, лишь углубив раскол в украинском обществе. И за это уходящий президент Виктор Ющенко вполне заслужил достойную награду. Если не звание Героя Украины, то российский орден «За заслуги перед Отечеством» какой-нибудь степени - уж точно. И хорошо бы, чтобы российское руководство поступило свежо и нестандартно и наградило его. Напоследок. Хлопнув дверью.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции