Об экономической ситуации в столице Кубани, о проекте реконструкции центра, о планах на проведение мирового первенства по футболу и о возвращении Екатеринодара на карту страны в интервью РИА Новостям рассуждает глава Краснодара Владимир Евланов.
- Владимир Лазаревич, давайте начнем с экономических итогов прошлого года.
- Конечно, прошедший год был в финансовом плане непростым. А с учетом того, что в предыдущие годы доходы бюджета росли на 25-30% ежегодно, то и в кризисном, 2009 году, мы хотели получить существенную прибавку... Этого, увы, не получилось. И все же Краснодар, по сравнению с другими регионами, выглядит неплохо. Собственные доходы бюджета превышают 9,5 миллиардов рублей – это почти на 90 миллионов больше, чем в 2008 году. На 115 миллионов рублей сократился объем недоимок по транспортному налогу – на сегодня он достигает 242 миллионов рублей. Получилось это благодаря скоординированной работе всех служб и ведомств – налоговых инспекций, судебных приставов, правоохранительных органов. Но и оставшаяся недоимка велика – мы постоянно работаем над ее сокращением. Пока же я не могу сказать, что все стали платить налоги вовремя и регулярно.
- Каков прогноз бюджета города на 2010 год?
- В бюджете наступившего 2010 года запланированы доходы на уровне 10,411 миллиардов рублей. Как и в прежние годы, бюджет Краснодара имеет социальную направленность: 54% бюджетных расходов пойдет на социальную сферу – образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт. Если финансовая ситуация будет улучшаться, бюджет получит дополнительные доходы: в этом случае мы, как и в благополучные 2000-е годы, снова сможем тратить значительные средства на благоустройство, ремонт и строительство дорог, реконструкцию парков – на придание нашему городу по-настоящему столичного облика.
- Оказывает ли администрация города финансовую помощь малому и среднему бизнесу, серьезно пострадавшему от экономического кризиса?
- Мы отлично понимаем, что предприятия малого и среднего бизнеса – это главный источник инноваций, это тот «спасательный круг», который поможет экономике Краснодара не только выжить, но и развиваться. Именно с этим сектором мы связываем надежды на переход к инновационной модели экономики. Мы обязаны создать все условия для развития предпринимательства – эта задача поставлена перед нами на самом высоком государственном уровне. Ведь в противном случае восстановление российской экономики займет десятилетия.
Я хочу подчеркнуть, что и до кризиса к малому и среднему бизнесу в Краснодаре относились и серьезно, и уважительно. В 2008 году его доля в экономике города составляла 63,7%, а в 2009 году выросла до 64,4%. Сегодня в Краснодаре работают более 46 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства: они обеспечивают рабочими местами более 180,7 тысяч краснодарцев или 41% работающих в краевом центре.
Такой бурный рост малого и среднего бизнеса можно объяснить рядом причин. В первую очередь, он обязан высокой диверсификацией экономики. В Краснодаре представлены все основные отрасли – промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговля и сфера услуг. В отличие от моногородов, где экономика зависит от одной отрасли или даже конкретного предприятия, в Краснодаре широкие возможности для реализации предпринимательской активности.
В рамках муниципальной целевой программы Краснодара до 2010 года выделены бюджетные средства на льготное кредитование малых и средних предприятий и субсидирование процентных ставок по кредитам. Администрация города поощряет руководителей и специалистов малого и среднего предпринимательства к повышению уровня своей квалификации. Кроме этого, мы одни из первых стали привлекать частный бизнес к участию в тендерах на государственные и муниципальные заказы.
В мае прошлого года в выставочном центре «КраснодарЭкспо» впервые прошел форум «Дни малого и среднего бизнеса кубанской столицы. Муниципальный заказ-2009». Интерес к заявленной теме был неподдельным. Для бизнеса муниципальный заказ – это и реальная помощь, и мощный экономический рычаг, а город выигрывает от конкуренции экономией бюджетных средств.
Отношения города и бизнеса должны быть динамичными и прозрачными: именно для этого был создан Совет по предпринимательству, который на 70% состоит из предпринимателей, представляющих основные направления бизнеса, а на 30% ¬– из руководителей профильных управлений и департаментов администрации города. Под надзором такого тандема выздоровление экономики, я думаю, пойдет быстрее.
В прошлом году на выполнение целевой программы по поддержке малого и среднего бизнеса было потрачено 20,7 миллионов рублей городского бюджета, а в 2010 году объем финансирования программы вырастет уже до 26 миллионов рублей.
- Как продвигается реконструкция центральной части Краснодара, которая началась в 2005 году? Не "спугнул" ли кризис инвесторов?
- Экономическая ситуация в стране и в мире не могла не сказаться на реализации такого крупномасштабного инвестиционного проекта, как реконструкция центральной части Краснодара. Ведь большинство инвесторов – около 80% – использовало заемные средства. А сейчас получить кредит под долгосрочный инвестиционный проект очень нелегко, поэтому ряд крупных компаний оложили начало строительных работ на один-два года.
Однако самые активные инвесторы - такие как «Европа-Инвест», «Теплостройсервис», «Бизнес-Инвест», «Кубаньстройпроект», «Стройпроект-ХХI», «Кеско-Краснодар», «Анит», «Самсон», «Пересвет-Регион-Кубань» и ряд других – уже приступили к сносу ветхих строений и строительству новых зданий. Речь идет, в том числе, о кварталах № 195 (ограничен улицами Длинная – Коммунаров – Красноармейская – Пашковская), № 150 (Чапаева – Красноармейская – Красная – Карасунская), № 55 (Суворова – Железнодорожная – Салтыкова-Щедрина – Базовская Дамба), № 37 (Красноармейская – Мира – Комсомольская – Красная) и ряде других.
Сейчас в Краснодаре строятся гостиницы мирового класса – такие как «Мэриотт», «Меркури» – деловые и торговые центры. А буквально на днях на пересечении улиц Красноармейской и Орджоникидзе мы открыли новый офис «Сбербанка». Он оснащен современной парковкой на 240 мест. Инвестор – компания «Бизнес-Инвест» – предварительно очистил участок от ветхого жилья и переселил 120 семей. Вот пример успешной реконструкции, вопреки кризису доведенной до конца.
Но и те компании, которые приостановили свою работу, обязательно обещают вернуться при возобновлении экономического роста. Реконструкция центра – проект уникальный и емкий, который может заинтересовать любого серьезного инвестора. Поисками новых инвесторов мы занимаемся постоянно: проект демонстрируется на ключевых выставках и инвестиционных форумах.
- Еще одна злободневная проблема - дороги. Планирует ли мэрия наращивать темпы строительства новых и реконструкции старых дорог?
- Планы такие есть. Современный - почти миллионный! - город не может обходиться без современных магистралей. И должен заметить, что за последние годы в этом отношении произошел настоящий прорыв. Мы уже привыкли к совершенно новому качеству автомагистралей - с современной ливневой канализацией, качественным покрытием, полным благоустройством прилегающей территории - это наш краснодарский «знак качества». Вспомните - еще недавно таких дорог в краевом центре просто не было. А сегодня - это Ставропольская, Селезнева, Восточно-Кругликовская, Школьная, Новороссийская, Алма-Атинская - список можно продолжить.
Конечно, провести эту большую работу позволил быстрый рост городского бюджета. Кроме того, в рамках программы «Краснодару - столичный облик» город получал существенную прибавку из края. В прошлом году и наши возможности, и субсидии значительно уменьшились, однако строительство дорог в городе продолжается – это улицы Российская, Буденного, Авиагородок.
Проделан огромный объем работ, на Российской они практически завершены и движение открыто, в Авиагородке работы осталось совсем немного, его благоустройство практически завершено. На Буденного были сложности - в основном из-за переноса большого количества коммуникаций. На сегодняшний день участок от Красноармейской до Седина в инженерном отношении полностью готов, осталось уложить дорожное полотно. Как только погодные условия позволят – обязательно завершим и его.
Что касается планов этого года, то мы планируем завершить улицу Буденного на участке от Красноармейской до Щорса. Это будет такая же современная магистраль, как улица Кузнечная – с ливневкой, освещением, зелеными зонами и тротуарами. В этом году будет полностью завершена и улица Российская. Комплексная реконструкция внутриквартальных территорий Авиагородка также завершится в этом году, как и ремонт дорог в поселке Калинино-1. А дальше посмотрим – если финансовая ситуация будет поправляться – запланируем и другие дорожные объекты.
А вообще строительство современных автомагистралей – это один из главных приоритетов городской власти: все понимают, что Краснодар не получит столичный облик без современных дорог.
- Как решаются проблемы с ветхим и аварийным жильем в центре города?
- В целях реализации 185-го Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» постановлением губернатора утвержден перечень многоквартирных аварийных домов, жильцы которых за счет средств Фонда и краевого бюджета получат финансовую поддержку на переселение. В этот перечень включено 105 домов. Для переселения их жильцов приобретены 873 квартиры в Восточно-Кругликовском микрорайоне, а также на улице Алтайской и в микрорайоне Репино. Все эти квартиры благоустроены, с отделкой «под ключ», имеют современную планировку и отвечают всем необходимым требованиям; сейчас они оформляются из краевой собственности в собственность города.
По нашим расчетам, около 2,3 тысяч горожан после переселения улучшат свои жилищные условия. Переселение из аварийных домов начнется, по предварительным оценкам, уже в феврале-марте. Всего же по краевой программе «Краснодару - столичный облик» за последние пять лет было переселено около 800 горожан.
- Как идут работы по ремонту других многоэтажных домов?
- Что касается капитального ремонта, то два последних года можно назвать в этом плане революционными. Благодаря поддержке из «Фонда содействия реформированию ЖКХ», Краснодар получил прекрасную возможность для ремонта многоэтажек и грамотно воспользовался ею. Мы оперативно сформировали адресную муниципальную программу: в 2008 году в нее включили 549 домов, в минувшем году добавили еще 146. Всего многоквартирных домов отремонтировано на общую сумму более 2,07 миллиардов рублей: часть средств выделил краевой бюджет, часть – городская казна, 5% от стоимости капремонта оплатили собственники помещений. В 420 домах заменены инженерные системы тепло-, электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения, заново уложены крыши 486 домов. Качество работ подрядчиков сами жильцы оценили так: 60% поставили им «четверку», 30% оценили работу на «отлично», а 10% – только на «удовлетворительно». Более 140 тысяч краснодарцев улучшили условия проживания и, кроме того, значительно сэкономили на жилищно-коммунальных услугах.
Фонд действует до 1 января 2012 года, поэтому работают и программы капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 и 2011 годы. Желающих участвовать много: заявки в Управление жилищного хозяйства и в управляющие компании продолжают поступать. Но какой объем средств мы получим в этом году – я пока сказать не могу, общий объем финансирования формируется сначала на краевом уровне.
- Иногда приходится слышать о соперничестве Краснодара с олимпийским Сочи. Не «переманивает» ли инвесторов будущая олимпийская столица?
- Я считаю, что никакого соперничества нет. Наоборот, мы, как столица олимпийского региона, приобрели совершенно новый статус. Уверен - будущая Олимпиада станет серьезным толчком для развития всего края, в том числе и для Краснодара.
- Россия - один из претендентов на проведение чемпионата мира по футболу 2018 года, а Краснодар - один из двенадцати городов, отобранных заявочным комитетом в качестве возможного места проведения чемпионата. Готов ли город принять матч столь высокого уровня?
- В Краснодар приезжала комиссия ФИФА, которая будет принимать решение о месте футбольного первенства. Комиссии наш город понравился, и это не случайно. За последние четыре года строительство городской инфраструктуры шло рекордными темпами – это и дороги, и инженерные сети и коммуникации, и социальные объекты, и благоустройство, и озеленение. На эти цели направлено более 11 миллиардов рублей. Мы надеемся на положительный исход – для развития города это станет мощным импульсом. Чемпионат принесет в Краснодар существенные инвестиции на развитие транспортной инфраструктуры, реконструкцию аэропорта и вокзала, строительство новых стадионов и гостиниц. Но это уже федеральные средства и обсуждать их объемы пока рано.
- Где может разместиться новый футбольный стадион?
- Мы предложили построить его в районе Краснодарского водохранилища - недалеко от хутора Ленина. Комиссии место понравилось.
- Один из дискуссионных вопросов - возвращение столице Кубани исторического имени Екатеринодар. Возможен ли в 2010 году референдум по этому вопросу?
- Я уже неоднократно высказывался на эту тему: историческое имя города - это наша память, наши традиции, наши истоки. Но решение о переименовании города должны принять сами краснодарцы, а не власть. Что касается референдума, в 2010 году его точно не будет.