С.-ПЕТЕРБУРГ, 3 фев - РИА Новости. Музеи не смогут передавать иконы в храмы добровольно, как это предписывает готовящийся в министерстве культуры законопроект о передаче религиозным организациям церковного имущества, считает директор Русского музея Владимир Гусев, об этом он заявил 3 февраля на пресс-конференции, посвященной планам Русского музея на 2010 год.
В начале 2010 года Министерство культуры объявило о подготовке двух законопроектов, один из которых касается передачи религиозным организациям церковного имущества, а другой - реставрации объектов религиозного назначения.
По мнению Владимира Гусева, в готовящемся законе о передаче музейных ценностей церкви есть лукавство. "В этом законе указывается, в частности, что музеи должны передавать экспонаты добровольно. Но этого быть не может. Точно так же добровольно верующие уничтожали иконы в 1920-е годы, наслушавшись историй о том, что религия - "опиум для народа". - добавил директор Русского музея.
Как уточнил Гусев, икона Торопецкой Божьей матери, из-за которой началась активная дискуссия о передаче музейных ценностей церкви, продолжает находиться под наблюдением сотрудников Русского музея. "Наши специалисты регулярно икону осматривают, постоянно ездят в Княжье озеро. Кроме того, не подтвердились и опасения, что икона не будет доступной для всех - храм за два месяца посетило уже 30 тысяч человек" - уточнил Гусев.
Директор Русского музея напомнил, что выдачей иконы Торопецкой Божьей матери музей показал свою готовность к диалогу с церковью. "Нас государство нанимает, чтобы мы хранили достояние республики, распоряжаться им по своему усмотрению мы просто не имеем никакого права".
"Богоматерь Одигитрия", именуемая "Эфесской", "Полоцкой", "Корсунской" или "Торопецкой", датируется предположительно XII-XIV вв: специалисты Русского музея полагают, что она была написана в XII веке византийским мастером, затем утрачена и в XIV веке восстановлена псковским иконописцем. По данным реставраторов и историков, на оборотной стороне образа был лик Николая Чудотворца, который до наших дней не дошел.
До 1920-х годов образ хранился в Торопце, в Корсунско-Богородицком соборе. Когда храм был закрыт, икону переместили в местный краеведческий музей, откуда в 1930 году ее отослали в Русский музей, где она стала одним из древнейших экспонатов. В последние годы община Корсунско-Богородицкого храма, который сейчас восстанавливают, в частности, на средства Сергея Шмакова из "Сапсана", несколько раз обращалась к властям с просьбой о передачи ей иконы, однако ответа не получала.