МОСКВА, 2 фев - РИА Новости. Авиаактивы "Ростехнологий" акционируют в течение 2010 года, а затем объединят с "Аэрофлотом", который за счет этого получит возможность занять почти треть рынка внутренних перевозок. По мнению опрошенных РИА Новости экспертов, это позволит "Аэрофлоту" расширить географию маршрутов, что даст крупнейшему российскому авиаперевозчику повысить конкурентоспособность на зарубежных линиях, в частности, азиатских, хотя затраты на объединение и увеличат объем его долга.
Прочие участники объединения получат фактически единственный шанс выжить и приобщиться к более высоким стандартам качества "Аэрофлота", что в свою очередь позитивно повлияет на рынок авиаперевозок в РФ в целом, полагают аналитики. Пассажироперевозки вырастут, а существенного роста цен на билеты не ожидается.
"Росавиа" обезглавили
Авиационные активы госкорпорации "Ростехнологии" будут переданы "Аэрофлоту" - такое решение одобрил премьер-министр РФ Владимир Путин. План реформирования авиакомпаний на встрече с ним изложил глава Минтранса РФ Игорь Левитин.
По словам министра, авиакомпании госкорпорации, являющиеся ФГУПами, будут акционированы в течение 2010 года. При этом акционерное общество ГТК "Россия" - "ядро" авиаактивов "Ростехнологий" - предлагается зарегистрировать в Санкт-Петербурге, чтобы провести все необходимые мероприятия, в том числе, оптимизацию персонала, с помощью властей "северной столицы".
Также будут акционированы два других ФГУПа из состава авиаактивов "Ростехнологий" - авиакомпании "Кавминводы-авиа" и "Оренбургские авиалинии". Затем вместе с "Владивосток-авиа", "Саратовскими авиалиниями" и "Сахалинскими авиатрассами", уже сейчас являющимися акционерными обществами, они объединятся под совместным управлением и сольются с "Аэрофлотом".
Сроки завершения этого процесса пока неизвестны. Ранее Левитин говорил, что акционирование только ГТК "Россия" займет от 8 месяцев до 1 года.
Решение передать авиаактивы "Ростехнологий" "Аэрофлоту" ставит под вопрос идею госкорпорации создать новый авиахолдинг "Росавиа". Решение о создании "Росавиа" было принято в 2008 году. Предполагалось, что в этот холдинг войдут полученные "Ростехнологиями" от государства шесть авиаперевозчиков, в том числе "ГТК Россия".
Тем временем, долг ГТК "Россия" перед топливозаправщиками, аэропортами и другим кредиторам, на конец прошлого года оценивался в 6 миллиардов рублей. Судьба перевозчика обсуждалась в конце января на совещании у первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова, однако окончательное решение было оставлено за премьером.
"Аэрофлот": чем обернется "прибавление"
После объединения с авиаактивами "Ростехнологий" доля внутренних перевозок "Аэрофлота" вырастет на 15-20 процентных пунктов - до 30-35%. Сейчас перевозчик в основном концентрирует свою деятельность на международных перевозках, контролируя более 42% российского рынка регулярных перевозок.
"Аэрофлот" уже составил план дальнейших действий. В ближайшее время он проанализирует, что за активы достанутся ему от "Ростехнологий", после чего составит план их интегрирования в консолидированную группу "Аэрофлот", сообщил во вторник РИА Новости директор департамента общественных связей авиакомпании Олег Михайлов.
По его словам, в авиакомпании считают, что решение об объединении авиаактивов направлено, в первую очередь, на консолидацию отрасли авиаперевозок. Это не должно восприниматься как засилье монополий, поскольку сейчас авиаперевозчиков на рынке в избытке, считает Михайлов.
Тенденцию к укрупнению в авиаотрасли подтверждает и Левитин - по его словам, сегодня объем перевозок примерно на 80% формируют 15 компаний. В других странах происходит то же самое, добавил он.
Опрошенные РИА Новости аналитики в целом полагают, что "Аэрофлот" выиграет от объединения. Пассажиры получат больше возможностей для полетов, компания сможет предложить своим партнерам по альянсу Sky Team больше рейсов для полетов по России, считает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.
Перевозчик сможет упрочить свои позиции на таких перспективных направлениях, как Санкт-Петербург, Сибирь и Дальний Восток, что даст ему возможность повысить конкурентоспособность на азиатском рынке, полагают эксперты.
По словам аналитика ИФК "Метрополь" Андрея Рожкова, стыковка внутренних и международных рейсов позволит "Аэрофлоту" увеличить перевозки и на международных направлениях. Минусом для "Аэрофлота" станет увеличение долга и отвлечение ресурсов на реструктуризацию бизнеса объединяемых авиакомпаний, считает он.
Присоединяемые компании, скорее всего, станут "дочками" "Аэрофлота", полагает Рожков.
В свою очередь, начальник управления анализа рынка акций Банка Москвы Михаил Лямин затрудняется оценить последствия объединения для "Аэрофлота". Это связано с отсутствием данных по присоединяемым активам, а также оценок возможного синергетического эффекта и параметров объединения, отметил эксперт.
Полеты и цена билета
Что касается интересов отрасли, то важно, чтобы перевозчики были надежными для пассажиров, самодостаточными в экономическом смысле и конкурентоспособными на международной арене, отметил Путин.
По мнению опрошенных РИА Новости аналитиков, рынок авиаперевозок выиграет от вышеупомянутых мер. Их реализация усилит интерес к перелетам, улучшит показатели безопасности полетов и качество обслуживания пассажиров.
"Воздушные суда будут больше загружены, летчики получат больший опыт. Появятся дополнительные доходы у всех компаний, часть из которых может пойти на обновление парка самолетов компаний, которые вольются в альянс", - отметил Баранов.
Основной плюс для объединяемых авиакомпаний - внедрение более высоких стандартов качества, которых придерживается "Аэрофлот", что позволит улучшить показатели безопасности полетов, а также улучшить качество обслуживания, полагает Рожков.
Объединение с "Аэрофлотом"- практически единственный шанс для упомянутых компаний выжить, и в долгосрочной перспективе они улучшат показатели, считает он, предупредив, что в ближайшем будущем рост перевозок может оказаться под вопросом из-за реструктуризации бизнеса.
Прочие участники рынка смогут ощутить последствия этого объединения лишь в следующем году, уверен аналитик ИФК "Метрополь". Баранов считает, что слияние "Аэрофлота" с авиаактивами "Ростехнологий" никак не затронет интересы других авиакомпаний. "Другие авиаперевозчики как летали, так и будут летать, острой конкуренции ждать не стоит. У нас летает пока слишком мало граждан, и потенциал для роста существенный. Главное, чтобы тарифы были адекватными", - сказал он.
И самый важный для потребителей вопрос - что будет с ценами на авиабилеты? По мнению Рожкова, в целом существенного роста ждать не стоит, однако на отдельных направлениях, где фактически единственным перевозчиком останется "Аэрофлот" и его дочерние компании, можно ожидать скачка цен.
Баранов полагает, что существенным образом цены на авиабилеты не вырастут, поскольку у авиакомпаний есть и расходы, которые не уменьшались в последние годы, а росли. "Аэрофлот" же в связи с его объединением, постарается проводить максимально широкую ценовую политику, то есть будут и сверхдорогие билеты и дешевые для совсем малоимущих граждан", - добавил он.