С.-ПЕТЕРБУРГ, 2 фев - РИА Новости. Следствие по делу о взрыве на Октябрьской железной дороге в Петербурге рассматривает все возможные версии, в том числе теракт. При этом специалисты полагают, что мотивом преступников, скорее всего, стало желание "наделать много шума" и привлечь внимание СМИ; личность устроителя "пиар-акции" пока не установлена.
Как сообщает СКП РФ, по факту взрыва возбуждено дело по статье 222 (незаконный оборот взрывчатых веществ). По данным источников в правоохранительных органах региона, также возбуждено дело "терроризм". Мощность взрывного устройства составила около 200-400 граммов в тротиловом эквиваленте.
Между тем, как заявил в эфире телеканала "Россия 24" официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин, преступники, скорее всего, не являлись террористами, а "преследовали цель лишь наделать много шума и привлечь внимание средств массовой информации".
В пользу этой версии говорят небольшие разрушения - на месте взрыва образовалась воронка диаметром один метр, повреждена небольшая часть рельса, само железнодорожное полотно не пострадало, а дрезина не опрокинулась. При этом всего в 700 метрах от взрыва расположена Автовская ТЭЦ. К счастью, взрыв был не очень мощным и не повлиял на параметры работы станции, она продолжает осуществлять энергоснабжение потребителей в обычном режиме.
Вместе с тем, Маркин отметил, что версия о теракте "будет проверяться в рамках уголовного дела".
Спустя несколько часов после происшествия сотрудники правоохранительных органов сообщили о том, что обнаружили место, где мог прятаться подрывник. Оно находится в нескольких десятках метров от железнодорожного полотна.
Еще свежа память о погибших в конце прошлого года при другом взрыве на ОЖД - 27 ноября скорый поезд № 166 "Невский экспресс" сообщением Москва - Петербург потерпел крушение на границе Новгородской и Тверской областей. В катастрофе погибли 28 человек, более 90 были ранены. Основной версией правоохранительных органов является теракт. Мощность взрывного устройства, заложенного под рельсами, составила около 7 килограммов в тротиловом эквиваленте.
Двумя годами ранее - 13 августа 2007 года - также "Невский экспресс" потерпел аварию под Малой Вишерой в Новгородской области. Тогда пострадали 60 человек, жертв не было. Причиной аварии стало заложенное на путях взрывное устройство мощностью 2 килограмма тротила.
В середине января Новгородский областной суд вынес приговор по делу о подрыве поезда в 2007 году - Саламбек Дзахкиев получил десять лет колонии строгого режима, а Макшарип Хидриев - четыре год колонии общего режима. При этом суд оправдал их по статье "терроризм", признав виновными только в незаконном обороте взрывчатки.
Последствия
Из-за взрыва многие петербуржцы, работающие в городе и живущие в пригородах Гатчине, Петергофе и Ораниенбауме, во вторник опоздали на работу - движение было прервано, Балтийский вокзал, который обслуживает только пригородные поезда, временно закрыт.
Через несколько часов движение было открыто по одной ветке, а о полном восстановлении движения, прерванного на Балтийском направлении из-за взрыва, железнодорожники рапортовали спустя уже десять часов после происшествия.
После ЧП ФСБ заявило о скором внедрении в практику изменений в системе обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте. Как заявил журналистам заместитель директора ФСБ - руководитель аппарата НАК генерал-полковник Владимир Кулишов, усилить безопасность железных дорог президент РФ поручил Национальному антитеррористическому комитету после подрыва "Невского экспресса" в ноябре 2009 года.
"Создана межведомственная рабочая группа из представителей правоохранительных органов, Минтранса и акционерного общества РЖД. Выработанные рабочей группой дополнительные антитеррористические меры будут рассмотрены на ближайшем заседании НАК и будут внедряться в практику", - отметил он.
Транспортной милиции Северо-Запада усиливаться из-за взрыва не пришлось. Этот режим работы, подразумевающий увеличение количества нарядов и усиление патрулирования охраняемых объектов, так и не был отменен с катастрофы "Невского экспресса".