Рейтинг@Mail.ru
Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Биографическая справка - РИА Новости, 01.02.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Биографическая справка

Читать ria.ru в
Дзен
Актер, режиссер, педагог, один из реформаторов театра Всеволод Эмильевич Мейерхольд (настоящее имя – Карл Казимир Теодор Мейергольд) родился 28 января (9 февраля) 1874 года в Пензе в обрусевшей немецкой семье Эмилия Мейергольда – владельца винно-водочного завода.

Актер, режиссер, педагог, один из реформаторов театра Всеволод Эмильевич Мейерхольд (настоящее имя – Карл Казимир Теодор Мейергольд) родился 28 января (9 февраля) 1874 года в Пензе в обрусевшей немецкой семье Эмилия Мейергольда – владельца винно-водочного завода. Увлечение родителей театром, музыкой, участие в детских домашних спектаклях сыграли важную роль в формировании будущего режиссера.

Интерес к театру окреп у мальчика во время учебы в гимназии, где Мейерхольд был участником любительских спектаклей, посещал пензенский драматический кружок под руководством Дмитрия Волкова. Гимназический курс Мейерхольд завершил поздно, так как трижды оставался на второй год.

В 1895 году Мейерхольд окончил 2-ю Пензенскую гимназию и в том же году поступил на юридический факультет Московского университета.
Сложные отношения с семьей привели к тому, что Карл принял православие и в честь писателя Гаршина выбрал имя Всеволод. Тогда же при отказе от германского гражданства в русский паспорт была вписана измененная фамилия Мейерхольд.

В 1896 году Мейерхольд бросил учебу в университете и поступил в музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, которое окончил в 1898 году.

В том же году он был приглашен Владимиром Немировичем-Данченко в труппу Московского Художественного театра, где приобрел амплуа острохарактерного актера. За четыре сезона, проведенных в МХТ он сыграл 18 ролей, среди которых Треплев в спектакле "Чайка", Тузенбах в "Трех сестрах", Иоганнес Фокерат в "Одиноких", Иоанн в "Смерти Иоанна Грозного". Мейерхольд был первым исполнителем ролей Василия Шуйского в спектакле "Царь Федор Иоаннович", принца Арагонского в спектакле "Венецианский купец", маркиза Форлипополи в "Трактирщице", Тирезия в "Антигоне", Мальволио в "Двенадцатой ночи".

12 февраля 1902 года Мейерхольд объявил о своем выходе из состава труппы МХТ. С весны 1905 года до начала 1906 года Мейерхольд вновь играл в составе труппы – исполнял роль Треплева в возобновленном спектакле "Чайка".

С 1902 года началась его самостоятельная режиссерская работа. Он возглавил вместе с Александром Кошеверовым группу молодых актеров в Херсоне, которая называлась "Товарищество новой драмы".

С 1902 по 1905 годы Мейерхольд осуществил постановку 170 спектаклей. В это время началось формирование художественной программы режиссера, связанной с поэтикой символизма, с принципами и стилистикой условного театра.

Наиболее полно эта стилистика воплотилась в Петербургском театре имени В.Ф.Комиссаржевской, где в 1906 году Мейерхольд стал главным режиссером. За один сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей среди которых "Сестра Беатриса" Мориса Метерлинка, "Балаганчик" Александра Блока, "Жизнь человека" Леонида Андреева.

В 1908 году Мейерхольд был приглашен в состав режиссуры петербургских императорских театров. Он 10 лет проработал в Александрийском и Мариинском театрах, поставив там 21 драматический и 10 музыкальных спектаклей.

В петербургский период работы началась педагогическая деятельность Мейерхольда. Всеволод Эмильевич преподавал в театральной школе Даннемана, на Музыкально-драматических курсах Полока. В 1913 году открылась его студия.

Мейерхольд развивал идею воспитания актера, уверенно владеющего своим телом, голосом, способного в нужном темпе и ритме выполнить любое задание режиссера. В книге "О театре" (1913) он теоретически обосновал концепцию "условного театра", противопоставленную сценическому натурализму.

В 1915 году Мейерхольд снял как режиссер кинофильм "Портрет Дориана Грея" по роману Оскара Уальда, где сыграл роль лорда Генри, а  в 1928 году на экраны вышел фильм "Белый орел", в котором Мейерхольд исполнил роль сенатора.

После революции 1917 года, которую Мейерхольд приветствовал, он активно участвовал в работе Театрального отдела Народного комиссариата просвещения. В 1918 году он  первым из видных деятелей театра вступил в члены ВКП(б), сотрудничал в Театральном совете, а после переезда правительства в Москву стал заместителем заведующего Петроградским отделением ТЕО Наркомпроса.

Там же в Петрограде он руководил Инструкторскими курсами по обучению мастерству сценических постановок и Школой актерского мастерства.

В 1921 году Мейерхольд организовал Высшие режиссерские мастерские, на базе которых в 1922 году был создан Государственный институт театрального искусства (ГИТИС), при котором существовал театр ГИТИСа. В 1923 году он был официально переименован в Театр имени Всеволода Мейерхольда (ТИМ), с 1926 года – Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда (ГосТИМ).

Мейрехольд также руководил Театром Революции (1922 – 1924), ставил спектакли в Мариинском и Ленинградском малом оперном театрах, осуществил постановки драм Пушкина на радио (1937).

Режиссерская деятельность Мейерхольда с 1920-х гг. сосредоточилась в ТИМе, который он возглавлял с 1920 по 1938 год. ГосТИМ поставил 26 пьес, большая часть из которых принадлежала современным советским авторам. Постановками "Мистерии-буфф", "Клопа", "Бани" Владимира Маяковского, "Мандата" Николая Эрдмана, "Ревизора" Николая Гоголя и др. театр Мейерхольда приобрел громкую славу.

Тем не менее, театр был обвинен в отрыве от советской жизни и от советской литературы, в тяге к писателям, оказавшимся врагами народа, в противостоянии общему курсу на социалистический реализм.

17 декабря 1937 года в газете "Правда" вышла статья "Чужой театр".

7 января 1938 года постановлением Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР ГосТИМ был ликвидирован как занимающий "чуждые советскому искусству, насквозь буржуазные формалистические позиции".

В эти трагические дни Константин Станиславский не побоялся протянуть руку поддержки Всеволоду Эмильевичу и Мейерхольд принял приглашение Станиславского и перешел в его оперный театр.

7 августа 1938 года Станиславский умер, и уже ничто не могло спасти опального Мейерхольда.

В мае-июне 1939 года Мейерхольд разработал план выступления студентов института им. Лесгафта на параде физкультурников в Ленинграде. Это была его последняя режиссерская работа.

В ночь с 19 на 20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в своей квартире по обвинению в том, что он был завербован для участия в антисоветской работе еще в 1922 году.

1 февраля 1940 года Военная коллегия Верховного суда приговорила Мейерхольда "к высшей мере уголовного наказания расстрелу с конфискацией принадлежащего ему имущества". 2 февраля 1940 года Мейерхольд был расстрелян в Бутырской тюрьме в Москве.

26 ноября 1956 года Всеволод Мейерхольд был признан незаконно репрессированным и посмертно реабилитирован Военной Коллегией Верховного суда СССР.

Всеволод Мейерхольд был женат на Ольге Мунт, с которой он обвенчался в 1896 году. У супругов родились три дочки.

Осенью 1921 года в мастерскую Мейерхольда пришла Зинаида Райх, в которую режиссер влюбился с первого взгляда. Райх стала женой Мейерхольда, и он усыновил ее детей от первого брака с Сергеем Есениным.

По общему признанию Всеволод Мейерхольд – ключевая фигура в театральном искусстве ХХ века, режиссер, чей опыт изучают и используют театральные деятели во всем мире.

В 1984 году в Пензе открыт Музей сценического искусства имени Всеволода Мейерхольда. В 1999 году на его территории установлен первый в мире памятник режиссеру.

В 1991 году по инициативе Комиссии по творческому наследию режиссера и при поддержке Союза театральных деятелей России и Союза архитекторов России основан Центр имени Вс. Мейерхольда (ЦИМ).

2 февраля 1990 года впервые отмечался день смерти Мейерхольда (прежде точная дата расстрела была неизвестна).

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала