В апреле в российских школах вводится курс по изучению основ религиозных культур и светской этики. Первые два года он будет преподаваться в качестве эксперимента в 19 регионах страны. О подготовке учителей для преподавания новых предметов рассказал в интервью РИА Новости ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Эдуард Никитин.
- Эдуард Михайлович, решение о введение нового курса было принято в июле прошлого года, а уже в апреле этого года его начнут преподавать. Нет ощущения, что предмет вводится слишком поспешно? И реально ли за такой срок – меньше года – подготовить учителей?
- Все действительно чрезвычайно напряженно. Просится даже сравнение с фронтовой ситуацией, когда лейтенантов готовили за три месяца. Но в любом случае сроки уже определены, и остается лишь находить решения, которые бы смягчили возможные последствия этой поспешности.
В январе на базе Академии мы начали подготовку тьюторов, которые уже в марте станут обучать педагогов в регионах – за парты сядут 15 тысяч учителей.
Но обучением тьюторов свою работу мы не завершаем. Для нас важно продлить отношения с ними на два года. В хорошем смысле это наши агенты, которые вместе с нами смогут следить за экспериментом и помогать учителям в их работе. Учителя смогут возвращаться на обучение и общаться с нами в электронном режиме. Таким образом за два года, надеюсь, будет создано профессиональное сообщество специалистов по новому курсу.
- Известно, что были трудности с подготовкой учебников…
- Процесс их подготовки был непростым. Но главное, их писали не в кельях, а в ситуации профессионального обсуждения. Чтобы согласовать содержание и структуру материала, была создана рабочая межконфессиональная группа с участием авторов. Они обязаны были прочитывать каждый текст, давать друг другу рекомендации, оценки, прислушиваться к совместной критике. В результате все согласовано поурочно. Мы договорились о том, что первый урок у всех посвящается теме родины, второй – понятию Бога, и через весь курс связующими пройдут темы: любовь, добро, зло, милосердие, честность, семья, ряд других общих моментов.
Важно заметить, что из 34 уроков курса – 6 уроков отведены на совместные занятия всем классом. На этих занятиях появится у детей возможность совместного обсуждения этих общих проблем, обмена полученной информацией.
Редакторы издательства «Просвещение» сейчас продолжают работу над учебными материалами, но обещают, что в марте все будет готово.
- Противники нового курса говорят, что он преследует миссионерские цели. Что вы на это скажете?
- Новый курс - светский, как и любой другой школьный курс. Он должен обеспечить вхождение детей в культурную традицию народа. Хотя я понимаю: конфессии в конечном итоге стремятся увеличить число своих последователей. Но наша задача – не быть их подручными, а решать свои воспитательные задачи, направленные на формирование нравственных ценностей и жизненной позиции.
Задача органов управления образованием – отделить церковь от государства: постараться отстраниться от конфессий и сделать это недекларативно. С представителями конфессий согласованы тексты учебников, и этого вполне достаточно. Взаимодействие с конфессиями допускается, но работать с детьми должен все же учитель.
- В рамках нового курса школьникам предлагают шесть предметов на выбор. Учителей для каждого из предметов вы будете готовить по отдельности?
- Чтобы не было конфессиональных перекосов, решено, что учителя станут обучаться комплексно. Они должны владеть не только тем материалом, который им предстоит излагать, но и всем курсом, ведь им придется проводить совместные уроки, когда дети собираются вместе и обмениваются полученными знаниями (из 34 уроков 6 – совместные).
- По вашей оценке, во всех ли школах у детей действительно есть возможность выбрать один предмет из шести?
- Давайте будем реалистами. Представим себе малокомплектную сельскую школу, где в классе, допустим, шесть человек. Не стоит думать, что все шестеро учеников этой школы смогут выбрать разные предметы. Естественно, эта школа будет проводить работу с родителями и подвигнет их к согласованному решению. Вести же новый предмет может как учитель-предметник, желательно гуманитарий, так и учитель начальных классов.
- Уже известно, какие предметы курса будут наиболее востребованы?
- В регионах, которые будут участвовать в эксперименте, проводились опросы школьников и их родителей. В центральной части России - традиционно православной – около 40% опрошенных школьников выбрали основы православной культуры, 30% – основы мировых религиозных культур и еще 30% – основы светской этики. В южных территориях исламская культура зачастую является региональным компонентом образовательных программ, и ситуация выбора для них уже состоялась. В Еврейской автономной области, которая также участвует в эксперименте, только 20% выбрали иудаизм, остальные опрошенные практически поровну распределяются между основами мировых религиозных культур и основами светской этики.
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости