Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Борис Колоницкий: обучающая аспирантура расширяет рамки профессии

© Фото : ГУ-ВШЭПервый проректор Европейского университета Борис КолоницкийПервый проректор Европейского университета Борис Колоницкий
Европейский университет в Санкт-Петербурге (ЕУСПб) реализует редкую для России модель обучающей аспирантуры. Учеба здесь не сводится к сдаче кандидатского минимума и написанию диссертации, как это обычно бывает в российских вузах. Помимо диссертации слушатели ЕУСПб готовят и другие письменные работы, ходят на лекции и семинары.

Европейский университет в Санкт-Петербурге (ЕУСПб) реализует редкую для России модель обучающей аспирантуры. Учеба здесь не сводится к сдаче кандидатского минимума и написанию диссертации, как это обычно бывает в российских вузах. Помимо диссертации слушатели ЕУСПб готовят и другие письменные работы, ходят на лекции и семинары. Стоит ли учебным заведениям перенимать этот опыт, рассуждает в интервью РИА Новости первый проректор Европейского университета Борис Колоницкий.

- Борис Иванович, скажите, что представляет собой обучающая аспирантура? В чем ее отличия от традиционной?

- Как правило, обучение в аспирантуре традиционно сводится у нас к общению с научным руководителем, обсуждению текста диссертации, написанных по ее теме статей, возможно – доклада на конференцию, и сдаче экзаменов по специальности, философии и английскому языку. В хорошем смысле слова это ремесленная подготовка, та ситуация, когда мастер работает с учеником.

Для нас же важно, чтобы во время учебы слушатели получили еще и практические навыки, которые пригодятся им в дальнейшем в профессии – к примеру, навыки обсуждения, презентации, критического разбора.

У нас несколько факультетов, подготовка на них различается, но в любом случае мы стремимся, чтобы это были в меньшей степени лекции, в большей – семинарские занятия, работа с текстами. Моя честолюбивая цель как преподавателя – чтобы мой курс был полезен в проектах, осуществляемых слушателями. Может быть, работа, написанная в ходе курса, станет небольшим этюдом для диссертации или изменит ее структуру.

Плюс на совместных занятиях аспиранты могут учиться и друг у друга. К нам приезжают из разных городов России, уровень подготовки у всех разный, а первый интенсивный период обучающей аспирантуры – на разных факультетах он длится от одного года до двух – задает общую для всех доминанту.

- Это похоже на модель обучения аспирантов в США – Graduate School…

- Сложно сказать, какая это модель. Что бы мы ни копировали, всегда получается что-то другое, потому что у нас разные культурные и академические традиции.

Из зарубежного опыта мы стараемся брать все хорошее, и так же – учитываем то, что есть хорошего в отечественной традиции. С самого начала у нас работали, с одной стороны, сотрудники ряда научных учреждений академии наук, которым не вполне нравилось то, как проходило обучение в вузовской аспирантуре, с другой стороны - преподаватели с опытом работы либо обучения за границей, получившие там научную степень. Если какие-то вещи «работают» и позволяют улучшить учебный процесс, почему бы их не перенять? И вовсе неважно, откуда  – из Америки, Англии или Китая.

- В качестве оценки эффективности работы университета Минобразования учитывает долю защитившихся. Важен ли для вас показатель защит диссертаций? И как вы относитесь к тому, что те, кто у вас отучился, после окончания аспирантуры не остаются в науке?

- Мы смотрим, как у них складывается жизнь, и видим, что у некоторых не защитившихся она складывается вполне удачно и правильно. Отчасти это следствие обучения – молодые люди приобретают у нас умения, навыки, связи, которые позволяют им реализоваться и вне науки. К примеру, многие экономисты идут в профессию: двухлетний уровень магистерской подготовки позволяет им найти хорошую высокооплачиваемую работу. Я считаю, это нормально, ведь мы всем даем свободу выбора в применении полученных у нас знаний.

- Приемлема ли, на ваш взгляд, модель обучающей аспирантуры для других российских вузов? Насколько возможно и необходимо ее распространение?

- Я не хочу сказать, что все у нас замечательно. Нам есть, куда развиваться и что перенимать из российского опыта. Но мне кажется, наш опыт небезынтересен для самых разных вузов.

В Европейском университете мы учим студентов искать, обрабатывать, классифицировать информацию и делать выводы. По сути это аналитика, уровень которой в нашей стране, к сожалению, сейчас чрезвычайно низок. В области общественных и гуманитарных наук отстаем мы необычайно. Острая проблема - отсутствие «свежей крови». Молодой человек выбирает вуз. Отучившись в нем, поступает в его аспирантуру, затем работает на одной из его кафедр. Его студенты воспроизводят эту же схему. Так «умирают» даже хорошие школы, не говоря уж о средних и провинциальных.

Я бы советовал приезжать и смотреть, что работает и что целесообразно у нас заимствовать. Ресурсы есть разные. Если где-то создается новая кафедра, новая специализация, то можно начать с чистого листа и попробовать. Слепо копировать что-то сложно. Всегда нужно думать, где и что продуктивнее адаптировать.

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 

Оценить 0
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала