Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Без музыки и песен этого композитора теперь уже невозможно себе представить ХХ век и наше не столь отдаленное советское прошлое. 30 января Исааку Осиповичу Дунаевскому исполнилось бы 110 лет. Юбилей, что называется, «ко двору». За последние десятилетия многие слои общества охватила ностальгия по былым временам – на телеканалах поют песни 30-50 годов, снимаются сериалы о бравых подполковниках милиции, которые отважно ликвидируют в послевоенной Одессе нацистских шпионов и их ОУН-овских прихвостней, пишутся книги о приключениях отважных СМЕРШевцев и т.д. и т.п.
Психологи объясняют это тем, что некоторым людям не хватает уверенности в завтрашнем дне, а также программных лозунгов, которыми бы они могли руководствоваться в своей жизни.
Яркое и заразительное творчество Дунаевского, совпавшее по времени со становлением Советского Союза, разительным образом контрастирует как с эпохой брежневского застоя, так и с постсоветским периодом в жизни страны с их рефлексией и поисками смысла жизни.
«Нам песня строить и жить помогает…», «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути», «Страна спешит, и весело хохочет, и солнцу улыбается....», «Эх, хорошо в стране советской жить!» и конечно же, «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек!» Что ни строчка из песни Дунаевского, то – плакат, лозунг, подкрепленные бодрым, энергичным маршем. Программа на многие десятилетия. Как говорится, «простые советские люди повсюду творят чудеса».
«Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее», - произнес Сталин 17 ноября 1935 года свою знаменитую фразу. Ее подхватили. В 1937-м Лебедев-Кумач написал одноименную песню на музыку Александрова. Как вспоминал Солженицын, «в бухгалтерии совхоза висел лозунг «Жить стало лучше, жить стало веселее» (Сталин). И кто-то красным карандашом приписал «у» - мол, СталинУ жить стало веселее. Виновника не искали – посадили всю бухгалтерию».
Дунаевский как композитор складывался в трагические годы российской истории.
Сын мелкого банковского служащего, он закончил с золотой медалью гимназию, потом консерваторию по классу скрипки. Любопытно, что первые сочинения Дунаевского были печальны и грустны («Тоска», «Слезы»). Дебютировал же, как композитор, он в 1920м-м – музыкой к спектаклю «Женитьба Фигаро». Впоследствии театр был его любимым детищем. Он стал одним из создателей советской оперетты, тесно связав классические традиции с массовой песней, введя в свои произведения большие ансамбли и развернутые, красочные финалы.
С 1932 года начался его «роман» с кино, принесший ему всесоюзную славу и несколько сталинских премий. В «Первом взводе», вышедшем в прокат в 1933-м, воспроизведены события Первой мировой войны, когда солдаты под влиянием большевистской пропаганды отказываются продолжать боевые действия и перестают подчиняться Временному правительству. Уже в этой картине виден талант композитора, однако по-настоящему страна узнала о нем через год, когда на экран вышли «Веселые ребята». Песни, в которых маячила новая светлая счастливая жизнь, запел и стар и млад.
Страна переживала индустриализацию и большой террор, когда десятки тысяч людей по ночам увозили «воронки», а на экраны выходили «Цирк» (1936), «Дети капитана Гранта» (1936), «Богатая невеста» (1937), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940).
«Капитан, капитан улыбнитесь, ведь улыбка – это флаг корабля! Капитан, капитан, подтянитесь, только смелым покоряются моря!» - эта чудесная песня из «Детей капитана Гранта» заставляла слушателей переноситься в волшебный мир искателей приключений, забывая на время о трудностях построения социализма в отдельно взятой стране.
Брызжущие оптимизмом мелодии (ковавшие наряду с советским кинематографом нового человека) – визитная карточка Дунаевского, композитора самобытного, универсального, писавшего и легкую музыку, и симфонические увертюры. Как позднее сказал о нем знаменитый Олег Лундстрем, «его музыка просто светилась жизнелюбием». Это неудивительно, поскольку ее творец и сам был веселым и жизнерадостным человеком, не чуждым разного рода слабостям. Ему нравилось заводить романы с красивыми женщинами, занимать многочисленные общественные посты, получать звания и премии.
Музыка Дунаевского была своего рода обезболивающим, прописанным стране главным «хирургом», который очень часто резал по живому. Несмотря на то, что беспартийный Дунаевский ни разу лично не встречался с «лучшим другом физкультурников», Сталин, как и для большинства советских людей, был для него всем. Ему – как впрочем и другие композиторы - он посвятил несколько песен, из которых в памяти народной, впрочем, не осталась ни одной. Не впечатлили они и вождя.
Рассказывают, что, прослушав написанную в 1937 году «Песню о Сталине» на слова Михаила Инюшкина, генеральный секретарь ЦК ВКП (б) изрек: «Товарищ Дунаевский применил весь свой замечательный талант, чтобы эту песню о товарище Сталине никто не пел. Пусть он пишет песни не для товарища Сталина, а для всего советского народа».
Дунаевский ненамного пережил вождя. 25 июля 1955 года сердечный спазм сжал его сердце в 11 часов утра и, к сожалению, рядом не оказалось никого, кто бы мог оказать ему помощь. Его эпоха закончилась. Начиналось бессмертие.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции