Александр Песляк, РИА Новости.
На проходящих в Москве Академических чтениях по космонавтике Виталий Лопота, глава ракетно-космической корпорации «Энергия» имени Королёва, высказал ряд предложений РКК относительно стратегии исследований Солнечной системы и использования полученных знаний и технологий в интересах всего человечества, в частности благодаря космическим аппаратам с ядерными установками. Рассказывая же о ближайших планах и проектах, президент «Энергии» в очередной раз подтвердил: новый российский космический корабль в беспилотном варианте начнет летать с 2015 года, а пилотируемый – спустя три года. «Скорее всего, с нового космодрома Восточный в Амурской области. Если он будет не готов, начнем испытания с запусками с Байконура», скорректировал заявление сам Виталий Александрович.
Тема нового пилотируемого корабля звучит уже 3-4 года. Посетители МАКС-2007 помнят силуэт крылатого «Клипера» - один из вариантов замены «Союзов». Ранее прошел тендер на разработку перспективного аппарата, который не выявил победителя среди трех фирм-участниц: представленные проекты не отвечали критериям, заявленным Роскосмосом. Его руководитель Анатолий Перминов объявил о втором конкурсе, и весной 2009 г. были вскрыты конверты с заявками от Центра Хруничева и «Энергии».
Корпорация и победила, начав основательно трудиться над эскизным проектом. В течение нынешнего года проект (под него правительство выделило 700 млн рублей) должен быть утвержден. Затем начнется строительство и комплексные испытания опытных экземпляров.
Кстати, ко второму конкурсу окончательно выяснилось: евро-российская кооперация в создании перспективной транспортной космической системы не сложится. В том числе и из-за разногласий относительно ее задач. То есть стороны до сих пор не определились, куда ей летать: на орбиту, к станции или станциям, к Луне и далее, или совместить миссии?
Как заметил Николай Брюханов, главный конструктор пилотируемых комплексов РКК «Энергия», новая транспортная система создается «как ключевой элемент российской космической инфраструктуры, решающей задачи обеспечения национальной безопасности, технологической независимости и беспрепятственного доступа России в космос».
Базовым станет корабль, предназначенный для обслуживания орбитальных станций и для спасения космонавтов. Его модификации – для полетов к Луне, ремонта спутников, проведения экспериментов. Режим автономного полета – до 30 суток. Экипаж из шести человек может кружить вокруг Земли или перейти на космическую станцию, четверо могут отправиться на орбиту вокруг Луны.
Корабль должен обладать не только высокой степенью безопасности, надежности, но и облегчать выполнение разных задач. Для чего лучше всего подходит модульная его компоновка и высочайшая степень автоматизации. Наряду с этим соблюдается и условие экономической эффективности - многократного использования возвращаемого аппарата (до 10 раз в течение 15 лет).
Еще один критерий для нового корабля – больший полезный груз, возвращаемый на Землю (до полутонны – в отличие от 50 кг на «Союзе ТМА»). Да и перегрузки – допустимые для не очень тренированных людей (3-5-кратные). Причем избрана не парашютная, а реактивная схема посадки. Спускаемый аппарат - в виде конуса, центральная часть, двигательный (приборный) отсек – с крыльями солнечных батарей. Связь – в любой момент времени. Виталий Лопота полагает, что российский проект легче и маневреннее проектов США, Японии и Европы.
Легко ли подмосковной корпорации, центральному игроку в команде пилотируемых проектов, взять на себя ношу принципиально новой разработки? Очевидно, что это необходимо. Вечно модернизировать «Союзы» нельзя хотя бы из-за малой вместимости для усилившегося общения с МКС.
Главный редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Маринин убежден: альтернативы все равно нет. А проект есть. «Надо быстрее его утверждать и начать полноценное финансирование, считает эксперт.- Ну нельзя вечно ездить на «Запорожце» и улучшать его, требуется иной уровень комфорта и технической «начинки». А «Энергия» в этот проект заложила много принципиально новых вещей, которые и страшат кое-кого: ведь много нового надо отрабатывать».
Носитель к новому кораблю готовится в Самаре. По словам заместителя генерального конструктора госцентра «ЦСКБ-Прогресс» Сергея Ткаченко, пока условное название будущей ракеты – «Русь-1». «Это принципиально новая машина, отличная от «Союзов» и их модификаций, заметил он в интервью РИА Новости. – Ракету готовим для космодрома Восточный».
Однако главное бремя ложится на «Энергию». А там непросто. Затормозились работы на «Морском старте», «зенитовские» коммерческие пуски планируется перенести на Байконур в рамках проекта «Наземный старт». Вдобавок продлен на 2012-2013 гг. контракт Роскосмоса с НАСА по доставке астронавтов на МКС и возвращению на кораблях семейства «Союз». Потому ежегодно будут строить и запускать не по два, а по четыре пилотируемых «Союза», возрастет и число грузовых «Прогрессов». Так что нагрузка на предприятие станет гораздо выше.
А тут перспективный корабль-«сменщик». Исследователь Юрий Бирюков, многие годы проработавший в «Энергии», полагает, что реальная технологическая база, лучшие конструкторские наработки от несостоявшегося «Клипера» позволяют рассчитывать на соблюдение сроков. Другой эксперт отрасли Владимир Ходаков очень сомневается: «Нет проектных подразделений, которые когда-то были укомплектованы и известны своими кадрами. Сейчас идут общие рассуждения – а современной материальной базы нет, экспериментальная база разрушена. Да и новая кооперация вряд ли к сроку сформируется».
Академик РАН Михаил Маров скептичен, видя более широко картину: «Мы уже 25 лет не летаем к планетам и к Луне, нет достижений в астрофизике, не запущено ни одного научного спутника. Да, первые мы в мире по числу запусков вообще, но ни один не свершен для науки. В отличие от огромных околоземных и межпланетных наработок США, Европы - и Индия подтягивается. С позиций лидирующих в космосе мы падаем в ряд третьестепенных. Потому не надо удивляться падению патриотизма или его смещению от высокой науки в… сами дополните».
Роль государства в отношении ракетно-космической сферы не может быть периодичной – или избирательной, иначе державы космической не станет, останется функция извозчика. Удовлетворить всех в отрасли невозможно. Да и приоритеты пилотируемых программ должны отзываться ярким видением отдачи для земных нужд.
Но вот насчет нового пилотируемого корабля есть чрезвычайно веские аргументы к затягиванию этого проекта. Об главном из них говорил сам Лопота со ссылкой на руководство страны: два многомиллиардных проекта – олимпийские объекты в Сочи и новый космодром – неподъемны для минфиновского Боливара (это не считая мегастройку на острове Русском к саммиту АТЭС).
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции