Преподавание обществознания в российских школах нуждается в изменениях. На чем следует сосредоточиться в формировании представлений детей об обществе, в интервью РИА Новости говорит кандидат исторических наук, автор учебников по обществознанию Андрей Иоффе.
- Андрей Наумович, школьное обществознание в его нынешнем виде представляет собой конгломерат сведений из разных гуманитарных сфер. На чем необходимо делать акцент в преподавании предмета?
- В педагогическом сообществе нет на этот счет единого мнения. Неоспоримо одно – предмет должен формировать научное представление о мире на основе социологии, политологии, культурологии, философии и других дисциплин. Причем многие полагают, что ряд наук обойден, хотя, если учитывать их все, наберется более сотни.
На мой взгляд, необходимо сделать акцент на гражданской составляющей в этом предмете. И уходить от обсуждения спорных философских вопросов, по которым нет и не может быть общей для всех точки зрения, переходить к обсуждению вопросов, более связанных с жизнью. В методическом плане важно перейти от господствующего сегодня лекционно-монологического подхода к вовлечению ребят в дискуссию.
- Достаточно ли времени на уроках, чтобы охватить сразу столько наук в одном предмете?
- Нет, конечно. Действующий образовательный стандарт, а если говорить точнее, обязательный минимум знаний по обществознанию задает очень большой объем знаний, на который должен ориентироваться учитель. Времени на уроках хватает только на объяснение нового материала, без его обсуждения и закрепления. Курс настолько сложен, что и литература по предмету не всегда понятна детям, плюс там отсутствуют вопросы для обсуждения и активного отклика школьников. С учетом этих обстоятельств разрабатываются новые учебники по обществознанию для 5 – 11 классов (сейчас предмет преподается с 6 класса).
- Какими должны быть новые подходы в преподавании обществознания?
- Для 5-7 класса можно сделать акцент на рассмотрении практических аспектов взаимодействия человека с окружающими людьми и жизни в обществе в целом.
В 8-9 классах курс обществознания может быть продолжен с подзаголовком «Основы гражданского общества», где будет рассказываться о взаимодействии бизнеса, государства и третьего сектора: политических партий и неправительственных организаций – школьники узнают о взаимодействии различных институтов внутри общества.
В 10-11 классах, на мой взгляд, следует обсуждать события, происходящие в современном глобальном мире и особый акцент сделать на теме противостояния манипулированию. Необходимо помочь школьникам противодействовать влиянию огромного моря информации, учить их вырабатывать собственное мнение. Для этого они должны знать приемы, которые обычно используются при манипулировании.
- Вы предлагаете ввести обществознание с 5 класса, но смогут ли дети понять такой сложный предмет? Как его надо преподавать в этом случае?
- Если правильно организовать образовательный процесс, проблем с пониманием у детей не возникнет. Во-первых, надо избегать обилия сложных и наукообразных терминов. Это для нас, взрослых, привычны такие понятия, как политика, государственное устройство, правовая система, законодательство и другие. Детям они не понятны. Отсюда вытекает вторая важная особенность преподавания – наглядность. Каждое новое понятие должно объясняться не посредством сложного текста большого объема, а сжато и с иллюстрациями - картинами, рисункам или фото. Причем иллюстрации должны быть не просто сопровождением к тексту, к ним должны прилагаться вопросы и задания. В-третьих, надо привносить в обучение элементы игры, это не даст детям скучать и пробудит в них интерес к предмету.
- А какими должны быть изменения в методике преподавания для средней и старшей школы?
- Необходимо уделять больше внимания проектной деятельности – давать детям больше самостоятельности. Уже 10 лет в рамках всероссийской акции «Я – гражданин России», проводимой под эгидой Минобрнауки, ребята по всей стране принимают участие в социальной работе - в посильном для себя разрешении некоторых жизненных проблем. Удивительно, но школьникам удается вносить такие изменения в окружающую нас повседневность, которые и многих взрослых людей удивляют и поражают. Например, в ходе реализации одного из проектов дети увидели, что конечная остановка автобуса расположена слишком далеко от деревни, и жителям приходится идти еще несколько километров, часто с тяжелыми сумками. Школьники обсудили вопрос с транспортной компанией и обратились в местную администрацию. В итоге им удалось добиться переноса автобусной остановки. И это всего лишь один пример из множества дел, в которых принимают участие дети. Проекты, победившие на региональном уровне, могут участвовать во всероссийском этапе конкурса, победители которого (а это около 60 команд) ежегодно приглашаются на одну смену в детский лагерь «Орленок».
Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости