В творческих вузах всегда существовала своя собственная система отбора поступающих. О том, что собой представляет такая система в музыкальном вузе и можно ли поступить в консерваторию, не зная литературы или истории, но прекрасно владея инструментом, говорит проректор по учебной работе Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Лариса Слуцкая.
- Лариса Евдокимовна, сейчас прием в вузы осуществляется на основе ЕГЭ. Какова ситуация в музыкальных вузах?
- При поступлении в Московскую консерваторию абитуриенты также могут предоставлять результаты ЕГЭ по русскому языку, литературе – предметам, по которым проводятся вступительные экзамены. Однако те поступающие, кто закончил музыкальные училища или центральные музыкальные школы, могут выбирать, предоставлять ли им результаты ЕГЭ или сдать экзамены у нас в консерватории. По русскому языку это диктант, который организует кафедра русского языка, по литературе – устный экзамен с билетами по два вопроса в каждом. Приблизительный перечень вопросов по русской литературе предварительно размещается на сайте Московской консерватории. Если кто-либо из абитуриентов пожелает сдать ЕГЭ, мы направим его в департамент образования города Москвы, поскольку сама консерватория не организует сдачу ЕГЭ.
Специфика приема в Московскую консерваторию состоит в том, что помимо профильных экзаменов, с абитуриентами также проводятся дополнительные вступительные испытания творческой (профессиональной) направленности. Туда входит целый комплекс творческих дисциплин, набор которых зависит от факультета. Как правило, это исполнительское мастерство, гармония и сольфеджио, коллоквиум. Владение музыкальным инструментом надо обязательно продемонстрировать для поступления на любой факультет Московской консерватории, будь то композиторский или историко-теоретический.
- Сможет ли к вам поступить абитуриент, блестяще сдавший экзамен по специальности, но проваливший экзамены по предметам школьной программы?
- Конечно, нет. У нас бывали случаи, когда поступающие прекрасно сдавали специальность, но не сдавали экзамены по русскому языку и литературе, и мы не могли взять их на обучение. В Московской консерватории воспитывают всесторонне развитых музыкантов. А как он может быть таким, не зная хорошо русского языка, литературы, истории? Если он сдал специальность на высокий балл, это свидетельствует лишь о его мастерстве владения инструментом. Такой человек не будет интересен как исполнитель. Уровень владения инструментом определяет далеко не все, важен внутренний мир человека, без которого нельзя быть хорошим музыкантом.
Мало того, не стоит и забывать, что после выпуска наши студенты получают также квалификацию преподавателя. А чему сможет в будущем научить детей тот, кто плохо знает свой родной язык и литературу?
- Как отразятся на Московской консерватории новые правила приема?
- Новое в этом году касается абитуриентов, поступающих на целевые места. Они должны представить оригиналы своих документов сразу при приеме, в отличие от других категорий поступающих. Для приема документов будет открыта и электронная почта.
Сроки проведения вступительных испытаний практически не меняются. Разница в один день для приказа о зачислении. В прошлом году он вышел 4 августа, в этом году 5 августа.
- А изменения в связи с переходом на обучение по системе бакалавриата и магистратуры?
- Что касается Московской консерватории, то мы сохранили специалитет. Московская консерватория планирует бакалавриат в будущем. В настоящее время планируются платные подготовительные курсы для поступающих на специалитет.
- Есть ли у выпускников проблемы с трудоустройством?
- Мы стараемся следить за выпускниками, интересуемся, куда они устраиваются работать. Наши выпускники очень востребованы. Уровень конкурса и преподавания в консерватории очень высок. Многие начинают работать уже во время учебы, к примеру, играют в оркестрах. Возможно, они сразу не становятся всемирно известными музыкантами, но работу находят всегда. Любая школа или училище будут рады взять к себе нашего выпускника. Если принимать во внимание то, что в регионах оркестры порой довольно сильно нуждаются в музыкантах, то становится понятно, что проблем с трудоустройством быть просто не может. Другое дело, что многие не хотят туда ехать, ведь бурлящая жизнь в столице куда увлекательней.
- Можно ли то же самое утверждать о выпускниках других консерваторий?
- Я не могу подробно говорить о работе других консерваторий, о трудоустройстве их выпускников. Но могу констатировать: у нас увеличился поток абитуриентов, поступающих на второй и последующий курсы из консерваторий других городов, что свидетельствует об их конкурентоспособности. Иногородних студентов привлекает сама жизнь в столице, возможность поучиться у известных преподавателей, но это отнюдь не умаляет заслуги других консерваторий, куда также поступает много талантливых музыкантов.
Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости