МОСКВА, 22 янв - РИА Новости. Далекий Гонконг на этой неделе стал значимым для российской экономики - в рамках проводимого там IPO "Русала" закрылась книга заявок, эксперты назвали оценку компании инвесторами справедливой, а само размещение успешным. В Москве же открылась конференция по посткризисному развитию, участники которой признали, что модернизацию, без которой России не обойтись, придется проводить при сравнительно невысокой цене на нефть.
Согласно обнародованным на уходящей неделе данным Росстата, инфляция в январе продолжает ускоряться по сравнению со второй половиной прошлого года, однако власти все же надеются на ее возврат к замедлению. И, наконец, владелец "Онэксима" Михаил Прохоров пообещал создать в России принципиально новый и недорогой автомобиль.
Русал оценили по достоинству
Российский алюминиевый гигант ОК "Русал" в четверг вечером закрыл книгу заявок в рамках IPO на Гонконгской бирже. Книга заявок открылась 12 января, при этом акции были востребованы инвесторами, хотя ранее некоторые аналитики предостерегали их от участия в размещении из-за серьезной долговой нагрузки компании.
Цена размещения акций составила 2,24 миллиарда долларов. Изначально компания ожидала привлечь на IPO 1,9-2,6 миллиарда долларов, однако впоследствии координаторы сузили диапазон до 2,24-2,49 миллиарда долларов за пакет. Эксперты сочти такую оценку справедливой, а размещение назвали успешным. По их мнению, диапазон капитализации компании - 22,4-26 миллиардов долларов.
Алюминиевый гигант размещает примерно 1,61 миллиарда новых акций, или около 11% акционерного капитала после увеличения.
По информации одного из источников РИА Новости, близкого к размещению, "Русалу" удалось привлечь более 300 институциональных инвесторов. Ранее компания сообщала о согласии четырех ключевых игроков, которые в сумме приобретут 40% IPO - ВЭБа, Kuok Group, инвестфонда Натаниэля Ротшильда, а также хеджевого фонда Paulson & Co. Сообщалось также об интересе к размещению компаний из Китая и Европы.
Согласно проспекту эмиссии, объявление цены должно состояться не позднее 25 января, а сделки с акциями на Гонконгской бирже начнутся 27 января. "Русал" стал первой российской компанией, ценные бумаги которой будут котироваться в Гонконге.
В модернизацию - с дешевой нефтью
Не менее значимым событием недели стала открывшаяся в четверг в Москве конференция "Россия и мир: вызовы нового десятилетия". Ее участники признали, что докризисного роста экономики теперь ждать не приходится.
По мнению вице-премьера, главы Минфина Алексея Кудрина, в ближайшие десять лет о докризисных рекордно высоких ценах на нефть придется забыть, а нефтегазовые доходы бюджета РФ к 2020 году сократятся на 3,5-4% ВВП.
При этом для полной победы над кризисом и качественного скачка роста необходимо сохранение благоприятных макроэкономических параметров. Свою задачу как министра финансов Кудрин видит в сдерживании роста бюджетных расходов - их надо планировать из расчета максимум 60 долларов за баррель. Кризис еще не закончился и принесет новые сюрпризы, полагает вице-премьер.
Участники конференции констатировали, что посткризисное развитие российской экономики невозможно без ее модернизации. Для этого необходимо привлечение инвестиций, повышение уровня защиты частной собственности, улучшение условий для бизнеса. В частности, Минэкономразвития обсуждает такие меры, как упрощенный порядок получения разрешений на ведение дела, выделение земель, подключение к инфраструктуре. Возможно также снижение налоговой нагрузки для ряда отраслей, хотя потенциал этой меры из-за кризиса почти исчерпан.
Новым стимулом к модернизации станет формирование Единого экономического пространства (ЕЭП), создаваемого Россией, Белоруссией и Казахстаном, отметил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Впоследствии возможно создание общего экономического пространства за счет стран, входящих в ЕС и в СНГ, добавил он.
Инфляция продолжает ускоряться
Одним из ключевых условий модернизации является дальнейшее замедление инфляции - ведь только в этом случае регулятор может продолжить снижение ставок кредитования экономики, чтобы финансовые ресурсы стали доступнее.
Во второй половине прошлого года темпы роста цен существенно снизились - даже в декабре он составил всего 0,4%, что необычно для этого месяца. В целом в 2009 году инфляция опустилась до рекордного для России минимума - 8,8%. В 2010 году власти ожидают продолжения этой тенденции.
Но в январе инфляция традиционно ускорилась. В среду Росстат обнародовал официальную оценку темпов роста цен за третью неделю месяца - 0,5%, за три недели - 1,2%. По мнению первого зампреда ЦБ Алексея Улюкаева, инфляция в январе составит 1,4-1,5%, Минэкономразвития ждет, что она будет ниже уровня января-2009 в 2,4%.
После январского скачка рост цен снова замедлится - в первом полугодии он составит в среднем 0,3-0,4% в месяц, по итогам года вряд ли превысит 7%, прогнозирует Улюкаев. В числе факторов, способствующих замедлению, он называет умеренный рост денежного предложения в предшествующий период и желание населения больше сберегать, чем тратить, на фоне сохраняющихся рисков безработицы и снижения доходов.
Таким образом, регулятор получит возможность продолжить начавшийся в апреле 2009 года цикл снижения ставок и в первом полугодии текущего года, отметил первый зампред ЦБ. По его мнению, во втором полугодии инфляционные риски начнут возрастать и ставки могут быть повышены.
Прохоров изобретает автомобиль
И, наконец, на этой неделе владелец группы "Онэксим" Михаил Прохоров на встрече с премьер-министром РФ Владимиром Путиным сообщил, что планирует наладить выпуск бюджетного городского автомобиля с использованием передовых технологий.
По словам пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, премьер высказался за скорейшую проработку этого проекта с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Позже стало известно, что реализацией проекта займется петербургское предприятие "Яровит-Моторс", производящее грузовики. Как сообщили РИА Новости в компании, проектная документация уже готова, вести проект будет владелец "Яровита" Андрей Бирюков, а Прохоров будет инвестором. До сих пор автопром не входил в сферу интересов "Онэксима", а его глава заявлял о намерениях работать над проектами в области альтернативной энергетики.
Более никаких подробностей о проекте не известно. По данным СМИ, цена нового автомобиля не должна превышать 9 тысяч евро, возможно, он будет оснащен гибридной силовой установкой.
В настоящее время из-за кризиса популярность эконом-сегмента на авторынке выросла, однако в нем очень высока конкуренция, отмечают аналитики. Для реализации проекта понадобится не менее 1-1,5 миллиарда долларов, считают они, а продажи должны быть не ниже 100 тысяч машин в год.