МОСКВА, 21 янв - РИА Новости. Авария на отводе от нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", из-за чего в среду разлилось не менее 300 кубов нефти, благодаря морозам оказалась не очень серьезной, но тем не менее потребует не менее недели на ликвидацию последствий; экологи опасаются повторения таких инцидентов в дальнейшем.
В среду на 1351-ом километре ВСТО в 30 километрах от Ленска между Талаканом и Олекминском из-за разрыва трубы в грунт вытекло по различным оценкам от 300 до 500 кубометров нефти. МЧС зафиксировало загрязнение снега и почвы на площади 20 тысяч квадратных метров. Однако, по оценкам специалистов, ущерб природе оказался меньше, чем мог бы быть. Сейчас из-за низкой температуры (-40%) нефть вязкая, не проникает в замерзшую почву и не растекается по поверхности.
"По состоянию на 16.00 московского времени работы сварщиков завершены. Но продолжаются работы по сбору нефти", - сообщил РИА Новости в четверг дежурный Дальневосточного управления МЧС России.
Однако, по его словам, созданный в первые часы после происшествия оперативный штаб МЧС в Ленске будет продолжать свою работу до завершения сбора нефти.
Протек не нефтепровод, а труба откачки
ЧП произошло во время ремонтных работ на одном из участков нефтепровода. При сливе нефти из трубы в специально сделанный котлован произошел разрыв "рукава", который быстро устранили, но какое-то количество нефти попало на почву. Нефтяное пятно в среду обнаружила служба безопасности Ленского нефтепроводного управления при патрулировании нефтепровода.
Сейчас специалисты ведут сбор нефтепродуктов. Загрязненный грунт собирают и вывозят в грузовиках, затем загрязненный грунт сожгут. По информации специалистов, сил и средств для ликвидации ЧС достаточно, есть необходимый запас сорбента и боновых заграждений.
Всего для ликвидации последствий утечки нефтепродуктов задействованы 196 человек, 40 единиц техники, в том числе от МЧС России - 16 человек и три единицы техники.
Сколько вытекло
Разные источники дают разные данные о количестве вытекшей нефти из трубопровода. По данным компании "Транснефть", оператора ВСТО, объем разлива составляет 300 тонн, его длина - 2 километра, а ширина от 1 до 10 метров.
"Длина разлива два километра с шириной от одного до десяти метров в самом широком месте, в основном ширина 1-3 метра. Полевая труба лежала вдоль подготовленной траншеи для строительства дороги, поэтому нефть в основном собралась в ней. Мы полагаем, что в течение четырех суток ликвидируем все последствия", - сказал представитель "Транснефти".
В то же время по оценкам МЧС, из ВСТО вытекло около 450 кубометров топлива. А экологи из Международного фонда дикой природы, опираясь на своим источники, говорят о 500 кубических метрах.
Авария не помешает транспортировке нефти
ОАО "АК "Транснефть" заявила, что на транспортировке нефти разлив не отразился, так как произошел во время плановой остановки прокачки.
"Мы планово остановили прокачку, чтобы провести работы. Повреждение произошло при плановой откачке нефти по полевому трубопроводу между Талаканом и Олекминском на 1351 километре", - сказал Демин.
Экологи обеспокоены
Руководитель программы по экологической политике нефтегазового сектора WWF России Алексей Книжников считает, что это само по себе серьезное происшествие, но гораздо большую обеспокоенность вызывает возможность повторение такие инцидентов в других местах, где трубопровод проходит по заповедным местам.
"Такое ЧП, конечно, вызывает у нас обеспокоенность не только в связи с локальными загрязнениями в районе Ленска, но и теми последствиями, которые можно ожидать дальше по трассе", - сказал собеседник агентства.
К тому же, отмечает собеседник агентства, разлив произошел на только что построенном нефтепроводе.
Компания "Транснефть" пока никак не комментирует причины аварии, но говорит, что создана специальная комиссия, которая расследует причины инцидента.
ВСТО - главный экономический проект востока России
Торжественный пуск нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) в эксплуатацию состоялся 29 декабря. Основная цель строительства ВСТО - транспортировка нефти из нефтедобывающих районов Западной и Восточной Сибири на Дальний Восток и рынки АТР. Система будет технологически соединена с существующими магистральными трубопроводами "Транснефти", что позволит создать единую сеть, обеспечивающую оперативное распределение потоков нефти по территории России в западном и восточном направлениях.
Строительство нефтепровода осуществляется в два этапа. На первом этапе начала функционировать ветка Тайшет-Сковородино протяженностью 2,694 тысячи километров и мощностью 30 миллионов тонн в год, построены семь нефтеперекачивающих станций (НПС), специальный морской нефтеналивной порт (СМНП) Козьмино мощностью 15 миллионов тонн нефти в год. Второй этап - ВСТО-2 - предусматривает строительство линейной части трубопровода от Сковородино до Козьмино протяженностью 2,1 тысячи километров, восьми НПС, расширение спецморнефтепорта.
Строительство ВСТО-1 завершено, от Сковородино до Козьмино нефть доставляется по железной дороге, где переливается в морские танкеры и отправляется потребителям. Помимо этапов ВСТО-1 и ВСТО-2, в соответствии с соглашениями между правительствами РФ и Китая в рамках проекта прокладки трубопровода строится ветка Сковородино - граница КНР.