Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Он не снимал мощные батальные полотна, в которых задействованы тысячи статистов, в его картинах не было поражающих воображение гигантских сражений в космосе или красиво тонущих «Титаников». Однако при словосочетании «гениальный режиссер» сразу представляется именно он - Федерико Феллини, человек, которому 20 января исполнилось бы 90 лет.
В чем же магия феллиниевских картин, которые получили 5 «Оскаров», золотую пальмовую ветвь Каннского, главный и золотой призы Московского, почетного льва Венецианского кинофестивалей, премии «Золотой глобус» и Британской академии кино и телевизионных искусств?
Наверное, в его неповторимом стиле. В лентах этого тонкого художника волшебным образом переплетались комедия и драма, гротеск и правда жизни, высокий стиль и анекдот, приправленные легкой долей добродушной иронии. Феллини всю жизнь снимал, по сути дела, автобиографические фильмы, в которых вновь и вновь пытался возвратиться в веселый и беззаботный мир детства, при этом заражая зрителей феерией своего озорства и непосредственностью восприятия.
«Я вспоминаю» - так можно перевести название - и смысл - одной из самых известных картин его картин, «Амаркорд», в которой речь шла об одном мальчике, живущем в эпоху фашизма в Римини, городе, где родился Феллини.
Сам он впоследствии вспоминал, что когда ему было 7 лет, родители впервые повели его в цирк, где мальчика потрясли клоуны. «С тех пор с цирком у меня установилась нерушимая связь. И он снился мне на протяжении долгих лет. В этих снах мне казалось, что я нашел свой дом. Тогда я еще не знал, что вся моя жизнь пройдет в цирке. Ведь кино - это тот же цирк… карнавал… шутовская игра», - говорил режиссер. Ведь, как справедливо заметил французский писатель Франсуа Мориак, «цирк - это последнее прибежище чистого искусства».
Феллини осуществил мечту, сняв в 1970 году документальный фильм «Клоуны», в котором вместе со съемочной группой посетил цирки Парижа, Рима, Мюнхена, взял интервью у именитых коверных и воссоздал некогда известных клоунские номера. Но и в других лентах мотив чудаков из бродячего шапито или варьете, клоуна как человека, который исполняет в цирке роль человека, красной нитью проходит через все творчество Феллини.
При фашистах он работал журналистом, карикатуристом, страховым агентом, наборщиком в типографии, оформителем витрин, писал скетчи для радио и тексты для варьете. После освобождения Италии союзными войсками у Феллини завязался «роман» с кинематографом. Вместе с Серджо Амадеи и Роберто Росселини он написал сценарий к знаменитому фильму «Рим, открытый город», который получил золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля и стал провозвестником итальянского неореализма.
Однако новое кинотечение с его максимально возможной достоверностью фактов и деталей, со съемкой на природе, а не в студии, с участием непрофессионалов, было не для более утонченного модерниста Феллини. Яркая звезда нового европейского режиссера засверкала после 1955 года, когда были сняты, пожалуй, его лучшие фильмы, в которых главный герой не столько действовал, сколько размышлял и вспоминал. А сам режиссер - по меткому замечанию Юрия Лотмана - устремился к «метафильму», фильму о фильме, анализирующему само понятие правды.
Его актерским альтер эго стал Марчелло Мастроянни, блестяще передавший тот странный калейдоскоп мыслей, чувств и поступков, которые одолевают, на первый взгляд, вполне состоявшихся и состоятельных феллиниевских персонажей. Тема творчества, несущего собой не только радость созидания, но и подчас жесточайшее самокопание и житейскую неприкаянность - одна из главных у Феллини.
В «Сладкой жизни» писатель и журналист Марчелло вращался в светских кругах, будучи популярным и обласканным богемой и публикой, однако что-то его постоянно тревожило. Герой не понимал, куда и зачем он идет. В «8½« режиссер Гвидо Анселми собрался снимать свой очередной фильм о спасении человечества после ядерной катастрофы, но он в творческом тупике и в отчаянном поиске источников вдохновения. В этом фильме Мастроянни играл самого Феллини (и это напоминало тот психологический надлом, который режиссер получил во время работы над фильмом «Дорога») - его тоску, беспокойство, ощущение кризиса жизни, и в итоге фильм представлял собою смесь реальности и потока сознания главного героя, в котором густо перемешались детские воспоминания и сюрреалистические озарения.
При этом обаяние талантов и исполнителя, и режиссера столь велико, что эту странную, но бесконечно завораживающую картину можно смотреть, не отрываясь с любого места. Во всяком случае, я впервые посмотрел «8½« в кино (опоздав к началу сеанса) со второй части. Что ничуть мне не помешало в восприятии фильма, который я мысленно «склеил», подождав следующего сеанса и досмотрев первую часть.
Другой мощный мотив Феллини - дорога как символ перемены судьбы человека, зачастую неприкаянного и никому не нужного. Это - в фильмах «Дорога», «Ночи Кабирии» или «Джульетта и духи». Прекрасной выразительницей этого чувства стала муза и единственная жена Феллини - Джульетта Мазина, которую он называл своим главным источником вдохновения и которая пережила его всего лишь на несколько месяцев.
«Мазина целиком отвечала мои идеям, намерениям, вкусам… она была клоуном в истинном смысле этого слова! Но замужество для Джульетты оказалось не тем, чего она ждала. Оно не принесло ей исполнения заветных желаний. Она ждала от брака детей. Собственного дома. И верного мужа. Я ее разочаровал. Она меня - нет. Не думаю, что мог бы найти жену лучше…» - говорил Феллини, который для Мазины был, по сути дела, любимым ребенком.
Он стал классиком при жизни и одним из синонимов мирового кинематографа, уйдя из жизни в 73 года в октябре 1993 года, на следующий день после празднования «золотой» свадьбы. Когда вся страна хоронила гениального режиссера, многотысячная толпа провожала траурный кортеж аплодисментами по дорогам Италии — от Рима до фамильного склепа семьи Феллини в маленьком приморском городке Римини, где он родился и был похоронен.
Он любил повторять, что «вымысел - единственная реальность», и слава Богу, что мы можем пересматривать его гениальные фантазии, запечатленные на пленку.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции