ВЛАДИВОСТОК, 20 янв - РИА Новости. Военное следственное управление следственного комитета при прокуратуре РФ по Тихоокеанскому флоту (ТОФ) предъявило обвинения в халатности командиру экипажа атомной подводной лодки "Нерпа" Дмитрию Лаврентьеву, а также бывшему командиру 72-й бригады строящихся и ремонтируемых подводных лодок в Большом Камне (Приморский край) Сергею Захарченко, сообщает в среду газета "Коммерсант" со ссылкой на источник в силовых структурах.
Во время первых ходовых испытаний на "Нерпе", созданной на Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре, 8 ноября 2008 года в результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) в отсеки стал поступать газ фреон. Погибли 20 человек, еще 21 был госпитализирован с отравлением. По данному факту было возбуждено уголовное дело. Всего на борту АПЛ были 208 человек, большинство из них - специалисты АСЗ, а также эксперты из Москвы и Санкт-Петербурга. После ремонта лодка успешно прошла все последующие этапы заводских и государственных испытаний, в конце 2009 года АПЛ принята на вооружение ВМФ России.
Матросу-контрактнику Гробову вскоре после аварии было предъявлено обвинение в "причинении смерти по неосторожности двум и более лицам" (часть 3 статья 109 УК РФ). По версии следствия, именно он несанкционированно запустил систему пожаротушения с одного из локальных пультов управления, расположенного во втором отсеке. При этом в системе якобы оказался фреон с примесью ядовитого тетрахлорэтилена, что в совокупности и послужило причиной гибели членов экипажа, отмечает газета. Психиатрическая экспертиза показала, что "обвиняемый абсолютно вменяем". В настоящее время матрос продолжает служить на Камчатке, но с него взята подписка о невыезде.
"Обвинение Лаврентьеву и Захарченко "прямо связано" с более ранним выводом следствия о том, что непосредственным виновником случившегося на субмарине является матрос-контрактник Дмитрий Гробов. По мнению следователей, его командиры не обеспечили должного уровня подготовки личного состава К-152 и допустили несанкционированные действия матроса Гробова на ее борту", - отмечает издание.
Обвинение офицерам предъявлено по части третьей статьи 293 УК РФ ("Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц". Санкция статьи предусматривает до семи лет лишения свободы.
"Система пожаротушения сработала в штатном режиме, после того, как Гробов совершил ряд предусмотренных программой манипуляций",- цитирует газета слова источника. По его словам, все члены экипажа "Нерпы" обладали информацией о возможности запуска системы пожаротушения в ручном режиме. "Гробов не мог не знать, к чему могут привести его действия. Но поступал так, судя по всему, из любопытства, помноженного на безалаберность",- считает силовик.
В штабе Тихоокеанского флота обвинения командирам АПЛ "Нерпа" и 72-й бригады обсуждать отказываются.
"Действия следствия мы никогда не комментируем",- сказал "Ъ" начальник службы информации и общественных связей ТОФ капитан первого ранга Роман Мартов.
Он добавил, что Дмитрий Лаврентьев продолжает исполнять обязанности командира К-152. Сам капитан первого ранга Лаврентьев воздерживается от любых комментариев по поводу катастрофы с того самого момента, как она произошла. Со всех фигурантов расследования уголовного дела взята подписка о неразглашении информации.
Связаться с капитаном первого ранга Захарченко во вторник не удалось. Известно, что в конце прошлого года он был уволен в запас в связи с выходом на пенсию.
РИА Новости пока не удалось получить официальный комментарий представителей Военного следственного управления при прокуратуре РФ по Тихоокеанскому флоту