Валентин Рахманов, РИА Новости.
Вчера, 18 января, в Москве прошла пресс-конференция генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи. Так случилось, что она совпала с серией кровавых терактов в Кабуле, столице Афганистана. Взрывы и обстрелы стоили жизни десяткам человек и продемонстрировали, как мало в действительности НАТО контролирует ситуацию в регионе. Все это дает повод российским комментаторам происходящего в Афганистане все чаще говорить о поражении союзников и возможном скором выводе их войск.
В случае поражения НАТО многие аналитики предрекают тяжелые последствия для постсоветских стран, находящихся в географической близости от Афганистана. По их мнению, могут начаться: исламизация Центральной Азии талибами, потоки беженцев из региона, в том числе в Россию, увеличение наркотрафика. Масла в огонь этих обсуждений подлила недавняя статья Бориса Громова, губернатора Московской области, в прошлом – командующего 40-й армии СССР в Афганистане, и посла России в НАТО Дмитрия Рогозина. В статье говорится буквально следующее: «…наше сотрудничество с НАТО значительно ограничено, так как мы не посылаем в Афганистан собственные войска. Мы там уже были и нам там не понравилось. Вместе с тем, мы обучаем силы быстрого реагирования ОДКБ – тактические соединения элитных подразделений из России и наших союзников в Средней Азии в случае фиаско НАТО».
На своей пресс-конференции Бордюжа заявил, что «ОДКБ и КСОР не готовятся к возможному выводу войск НАТО из Афганистана», и что «можно насчитать до восьми-девяти вариантов того, как может в дальнейшем развиваться ситуация в Афганистане». По словам генсека, «КСОР и ОДКБ созданы, чтобы реагировать на любые вызовы, с которыми может столкнуться наши государства, в том числе военные. Мы готовы ко всему». «Как будут развиваться события, я не знаю, но силы ОДКБ и КСОР сегодня реально существуют, есть системы принятия решений и их применения», - сказал Бордюжа. «Мы не предполагали, и я нигде не говорил, что мы готовы участвовать в каких-либо событиях в Афганистане. Насколько я понимаю, позиция наших государств – не направлять туда соответствующие контингенты», - добавил генеральный секретарь ОДКБ.
Напомним, в ОДКБ входят: Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. КСОР – Коллективные силы оперативного реагирования, созданные при ОДКБ. Причем Узбекистан ранее не раз отказывался участвовать в некоторых проектах ОДКБ и даже не ратифицировал создание КСОР.
Большинство стран - членов ОДКБ соседствует с Афганистаном, поэтому, несмотря на успокаивающие заявления Бордюжи, не так уж невероятно предположить, что силы ОДКБ и КСОР окажутся вовлечены в какие-либо операции в Афганистане. Достаточен ли их потенциал для такого развития событий? Будет ли крепким постсоветский военный альянс в условиях реальной опасности? На этот счет у российских специалистов и военных аналитиков весьма противоречивые мнения.
К примеру, депутат Государственной Думы Семен Багдасаров полагает, что в Афганистане идет реальная повстанческая борьба против войск НАТО. «Вооруженные отряды сил антизападной коалиции – не более 20 тыс. человек - успешно противостоят войскам НАТО во главе с США, численностью 153-154 тысяч, а также силам безопасности и армии режима Хамида Карзая - численность свыше 250 тыс. человек. При этом в той или иной степени силы антизападной коалиции контролируют, по некоторым данным, от 11 до 13 провинций на юге и юго-востоке страны (всего в Афганистане 34 провинции – РИА Новости). Если смотреть по результативности многолетней операции войск НАТО в Афганистане – союзники не в состоянии выполнить поставленную перед ними военно-политическую задачу и, по сути, терпят поражение».
Уход американцев из Афганистана Багдасаров видит по такому гипотетическому сценарию: передислокация основных сил на север Афганистана и усиление своего военного присутствия на территории центрально-азиатских государств под предлогом борьбы с терроризмом. Депутат Госдумы не исключает также возможность размещения войск НАТО и США на основных маршрутах наркотрафика: таджикский Горный Бадахшан и Южный Кыргызстан, в городах Ош, Баткент.
«Я считаю, вполне возможно, что через три-четыре года американцы уйдут из Афганистана. Последствия будут печальными, если Россия не подготовится к этому заранее. В числе прочего, нам надо уже сейчас искать почву для сотрудничества с Афганистаном без НАТО, напрямую с Хамидом Карзаем», - говорит, в свою очередь, руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок. «Это могли бы быть, например, экономические проблемы. В финансах Афганистана Россия сегодня играет крайне низкую роль. В экономическом присутствии в этой стране мы уступаем Китаю, Пакистану и даже постсоветским центральноазиатским республикам. Экономическое участие России в афганских делах могло бы выражаться в помощи с поиском полезных ископаемых в Афганистане», - уточняет эксперт. «Наконец, мы могли бы совместно с этой страной отреставрировать туннель под Салангом (перевал, отделяющий северную часть Афганистана от южной – РИА Новости)», - добавил Цыганок.
Заведующий отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин не исключает, что «в случае вывода войск НАТО, силам КСОР и ОДКБ придется воевать на собственной территории. Скажем, в Киргизии, если не в Казахстане против талибов».
Но как могут повести себя союзники по КСОР и ОДКБ в случае серьезного обострения ситуации? Достаточен ли потенциал КСОР и ОДКБ в случае, если ситуация потребует действий на территории Афганистана? Какой тактики им стоило бы придерживаться, если они останутся один на один с афганской проблемой?
Семен Багдасаров считает, что «войска КСОР и ОДКБ не в состоянии выполнять задачи на территории Афганистана хотя бы из-за того, что решение по их применению зависит от согласия всех государств, входящих в ОДКБ». Мнение Багдасарова: «Консенсус по этому вопросу вряд ли сложится, так как ряд стран ОДКБ не имеют таких проблем с Афганистаном, как Россия или постсоветские республики Центральной Азии».
Кроме того, считает депутат, «ОДКБ и КСОР не обладают достаточными ресурсам для ведения боевых действий в Афганистане. Решение афганской проблемы не в военной сфере: мы должны дать возможность афганскому народу самому решить свою судьбу при гарантии невмешательства в дела соседних государств с территории Афганистана». Однако, по словам Багдасарова, сил ОДКБ хватит для того, чтобы перекрыть маршруты наркотрафика. Можно было бы, по его мнению, разместить силы КСОР и ОДКБ на пути движения наркотиков из Афганистана, через территорию Центральной Азии. «Лучше всего их разместить в Южном Кыргызстане и на территории Таджикистана (Горный Бадахшан). Я считаю, что это нужно сделать уже сейчас», - сказал он.
«Президент Белоруссии неоднократно говорил о том, что военнослужащие его страны никогда не будут воевать за пределами Белоруссии. Понятно, что в Минске не заинтересованы в решении проблемы Афганистана в такой степени, как в России. У Армении масса своих проблем, они тоже вряд ли поучаствуют», - заметил Анатолий Цыганок.
«Я считаю, что должна быть проведена совместная с союзниками войсковая операция ОДКБ и КСОР на территории Афганистана. Россия предлагала это 7-8 лет назад, план заключался в том, чтобы нанести удар по наркотическим лабораториям и маршрутам проводки наркотических средств», - говорит Цыганок.
Свое мнение по этому вопросу высказал и Александр Храмчихин. Он считает: «В случае обострения нет ни малейших сомнений, что никакого участия в войне Белоруссия или Армения не примут. Если рассматривать талибов как регулярную армию, то их потенциал более чем достаточен».
Хотя мнения экспертов по афганской проблематике более тревожны, чем спокойный тон Бордюжи, среди официальных лиц и военных аналитиков, похоже, есть солидарность, что Россия должна вмешиваться в афганские дела, опираясь на экономические рычаги. Что касается участия КСОР и ОДКБ в операциях в Афганистане, то Николай Бордюжа подтвердил, что оно и не предполагалось, а опрошенные специалисты единогласно утверждают, что их военной силы недостаточны для такого участия.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции