Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
В минувшие выходные исполнилось 90 лет со дня вступления в силу знаменитой 18-й поправки к конституции США, запрещающей производство, продажу и транспортировку алкоголя. «Сухой закон» - под таким названием поправка вошла в историю – стал темой многочисленных гангстерских боевиков и символом бессмысленных усилий. И не только американских усилий. В России тема алкоголизма и борьбы с ним сегодня вновь на слуху – российские власти объявляют пьянство национальным бедствием и готовы вести с ним бескомпромиссную войну. Однако опубликованная на днях «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения на период до 2020 года» заставляет усомниться в скорой победе государства над «зеленым змием».
«Сухой закон», то есть закон полностью или почти полностью запрещающий производство и продажу алкоголя, пожалуй, самый радикальный способ борьбы государства с пьянством. В разные годы к этой мере прибегали власти Швеции, Норвегии, Финляндии, России, других стран. Сегодня сами «сухие законы» и их авторов принято подвергать остракизму, мол, много шума и суеты, а результат никакой – пить не перестали, запрет, в конце концов, сняли. Но это скорее от недостатка информации.
Во-первых, ни один «сухой закон» и не ставил целью тотальную трезвость, цель была иной – ограничить потребление крепкого алкоголя до такой степени, чтобы избежать серьезных социальных последствий. Во-вторых, сухие законы отменялись не из-за протестов общественности и не из-за отсутствия результата, а под давлением производителей и поставщиков спиртного, так, Испания, Франция и Италия пригрозили прекратить закупки рыбной продукции в Норвегии, если та не отменит «сухой закон». И, наконец, провалом завершилась лишь эпопея с 18-й поправкой в США, когда американская государственная система, по сути, проиграла войну с интернациональными преступными синдикатами, наладившими массовый экспорт нелегального алкоголя из Европы и Канады.
А вот российский опыт провальным никак не назовешь. Накануне Первой мировой войны после острых дебатов был издан царский указ (вступил в силу 18 июля 1914 года) о запрете производства и продажи всех видов алкоголя на всей территории страны.
Никаких «алкогольных бунтов», которыми грозило алкогольное лобби, не было. Напротив, дошедшие до нас исследования говорят о том, что уже в 1915 году уровень потребления алкоголя снизился до 0,2 л на человека. Возможно, это совпадение, но производительность труда за тот же период выросла на 9-13%, снизился производственный травматизм, сократилась преступность, снизилось количество психических заболеваний и самоубийств.
Советская власть поначалу поддержала царский почин, но вскоре интересы казны взяли верх, и на смену сухому закону пришла государственная монополия на производство и продажу водки.
В середине 80-х власти вновь «загорелись» борьбой с пьянством, что вылилось в постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и постановление Совмина СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». Сегодня «горбачевская» антиалкогольная компания – повод для острых шуток. Однако, несмотря на многочисленные ошибки и перегибы, результат ее скорее можно назвать положительным, чем отрицательным. Продажи легального алкоголя в стране (а нелегальный в промышленных масштабах и не производился) за два года снизились в 2,5 раза, снизилась смертность, и произошел последний в истории СССР «бэби-бум» - в период действия «сухого закона» рождаемость выросла почти на 9,2%. Кстати, нынешний всплеск рождаемости в РФ – прямое следствие последнего советского «бэби-бума» - рожденные тогда дети сейчас сами заводят детей.
Власти современной России много говорят о вреде, который пьянство и алкоголизм наносит всему обществу. В одобренной правительством Концепции приводится печальная статистика: потребление алкоголя за последние 20 лет выросло примерно в два раза, в 2008 году на человека приходилось 10 литров чистого спирта в год, а с учетом не разрешенной к потреблению продукции и домашнего алкоголя – 18 литров. Сейчас в стране от алкогольных отравлений ежегодно умирают более 23 тыс. человек, а от болезней, связанных с алкоголем – 75 тыс. человек. Пьянство и алкоголизм названы основными причинами депопуляции страны.
Реакция государства пока не соответствует масштабу проблемы. Антиалкогольную кампанию анонсировали еще год назад. С тех пор на президентском сайте были анонсированы поручения правительству о мерах по снижению потребления в стране. Два пункта из этого перечня заставили слегка понервничать игроков алкогольного рынка, но какое отношение они имеют к борьбе с пьянством? Итак, пункт 4, предлагающий отнести к слабоалкогольным напиткам продукцию с содержанием в ней добавленного в процессе производства этилового спирта не более 7% от объема готовой продукции и ограничить объем упаковок слабого алкоголя 330 мл, раздосадовал производителей слабоалкогольных коктейлей. До 80% слабого алкоголя продается в емкостях по 0,5 л, а переналадка линий под новую тару увеличит расходы производителей примерно на 10%. Мелочь, если учесть, что алкогольный коктейль стоит не дороже газировки. Пункт 7 предлагает правительству подумать о целесообразности введения госмонополии на производство и оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции. На протяжении всей отечественной истории государство прибегало к этой мере не для борьбы с пьянством, а для увеличения поступлений в казну.
Иллюзорной мерой выглядит и увеличение с Нового года минимальной розничной цены на водку до 89 рублей за бутылку 0,5 л. Иллюзорной потому, что даже с учетом этого повышения крепкий алкоголь в России стоит в 5-10 раз дешевле, чем в Европе.
Возможно, появление Концепции изменит отношение к проблеме? Вряд ли, предложенная концепция - лишь декларация о намерениях, в ней подробно рассказывается о масштабах проблемы, очерчены общие цели, которые хочет достичь государство, и намечаются не менее общие пути их достижения. Радует лишь тот факт, что авторы Концепции не стали тиражировать набивший оскомину миф о пресловутых «национальных традициях», а прямо признали: рост потребления крепкой алкогольной продукции в нашей стране – результат политики государства.
После такого признания самое время заявить об изменении этой политики, например, поднять цены на крепкий алкоголь до уровня европейских. Видимо, для российских чиновников это слишком банально, поэтому на первом этапе (2010-2012 гг.) предлагается «сформировать правовую, организационную и финансовую базы для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций». А что дальше? Дальше говорится о пропаганде здорового образа жизни, пропаганде самих антиалкогольных кампаний, поддержке религиозных и общественных организаций, ведущих антиалкогольную пропаганду и т.д.
Есть, конечно, пункты и о ценовой политике, и об ограничении розничных продаж алкоголя. Но для этого концепции не нужны, нужна политическая воля. Тем более, что сами участники алкогольного рынка признают - ежегодное повышение акциза на водку (он составляет до 55% ее стоимости) влияет на рынок сильнее любых концепций. Но повышать цены государство как раз и не спешит, вернее не спешит повышать настолько, чтобы это всерьез било по карману любителям выпивки. Судите сами, с этого года алкоголь подорожал в среднем на 10-13%, а тарифы ЖКХ в Москве выросли на 26%, проезд в общественном транспорте – на 18-20%. Если повышение цены рассматривать как меру борьбы с явлением, то гораздо больше, чем борьбой с пьянством, российские власти озабочены борьбой с теплом в домах и с общественным транспортом.
Но самое печальное не в том, что проезд в автобусе дорожает быстрее водки. Если очередная антиалкогольная кампания властей с треском провалится, миллионы рядовых граждан будут винить в этом не государство, которое, мягко выражаясь, не очень-то и старалось, а себя: «традиция у нас такая, пили и пить будем». Вот тогда «зеленого змия» точно не победить.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции