О состоянии российско-иранских отношений и перспективах их дальнейшего развития, а также ситуации вокруг иранской ядерной программы рассказал в интервью РИА Новости Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран в Российской Федерации Сейед Махмуд Реза Саджади.
- Как Вы могли бы оценить состояние российско-иранских отношений и перспективы их развития?
- На нынешнем этапе ирано-российские связи развиваются по самым разным направлениям сотрудничества: здесь и сотрудничество в политической, торгово-экономической и культурной сферах, а также взаимодействие в области безопасности. Благодаря позитивному подходу руководителей обеих стран к развитию двустороннего сотрудничества, сегодня усилия Ирана и России направлены на укрепление и углубление отношений во всех сферах, представляющих взаимный интерес.
Естественно, иранская сторона подчас остро реагирует на ход развития сотрудничества, как, например, в вопросе сроков поставок противовоздушных комплексов С-300 в Иран, а также в вопросе позиции России в Совете управляющих МАГАТЭ при принятии соответствующей резолюции. Подобные негативные моменты не самым благоприятным образом сказываются как на иранском общественном мнении, так и на позициях иранского правительства в отношении России.
- По Вашему мнению, что необходимо сделать для того, чтобы укрепить политический диалог между Россией и Ираном, а также способствовать дальнейшему развитию торгово-экономических отношений между странами?
- Для укрепления и расширения политического диалога между Ираном и Россией необходимо постоянно вести переговоры и обмениваться высокопоставленными делегациями. Мы исходим из того, что если консультации на высоком уровне будут проводиться редко, то пропаганда и происки противников могут привести к возникновению недопонимания, что, в свою очередь, может повлиять на сотрудничество между странами.
Так, мы видим, что такие люди регулярно проводят встречи с российской стороной на высшем уровне. Разумеется, они могут быть недовольны динамично развивающимися отношениями между Ираном и Россией, и, испытывая вражду и чувства мести, стремятся добиться своих целей путем подрыва отношений между странами, следуя своим надуманным фантазиям и ничем не обоснованным умозаключениям. В любом случае, в таких ситуациях нужно проявлять необходимую осмотрительность и быть предельно внимательным, и придерживаться принципа регулярного проведения консультаций между руководящими деятелями всех уровней обеих стран по всем направлениям сотрудничества, в частности, по вопросам политического взаимодействия.
Затрагивая вопрос экономического сотрудничества, то хотел бы отметить положительный результат визита в Иран министра энергетики России С.И.Шматко. Его поездка способствовала процессу активизации экономического сотрудничества между нашими странами. Мы видим, что между Ираном и Россией достигнут большой прогресс, что подтверждает достижение новых договоренностей по вопросам сотрудничества в сфере энергетики, в области нефтяной и газовой промышленности, а также в вопросах нефтехимии и нефтепереработки. Открываются благоприятные перспективы для развития сотрудничества во всех этих сферах.
Также одной из позитивных составляющих ирано-российского сотрудничества является реализация проекта строительства международного транспортного коридора "Север - Юг". Мы считаем, что участие российских компаний в иранских проектах, а также их инвестирование придаст новый импульс для развития экономического сотрудничества.
Что касается торгово-экономического сотрудничества в частном секторе, то мы полагаем, что нужно стремиться к созданию безопасных и льготных условий ведения торговли между иранскими и российскими бизнесменами. Это касается и решения банковских вопросов, вопросов страхования и транспортировки грузов, а также осуществления сделок в национальных валютах – риалах и рублях. Наряду с этим, необходимо ускорить решение вопроса упрощенного порядка оформления виз, а также решения юридических вопросов, связанных с судебным преследованием лиц, деятельность которых направлена против развития экономических связей между Ираном и Россией.
- Как Вы считаете, существуют ли определенные факторы, которые препятствуют развитию российско-иранских отношений?
- Несомненно. Должен добавить, что отсутствие надежной информации, как у руководящих деятелей, так и у населения обеих стран друг о друге также создает дополнительное препятствие для развития и углубления связей между нашими странами. Чем больше обе стороны будут знать друг о друге, тем лучше они смогут понимать друг друга.
Например, в настоящее время около десяти миллионов россиян совершают поездки в зарубежные страны. Но при этом, несмотря на все культурное разнообразие и уникальную экосистему нашей страны, Иран посещает крайне небольшое число российских туристов. Со своей стороны, к сожалению, очень мало иранцев посещают Россию. Отсутствие информации является главным препятствием для народов обеих стран, что, в конечном счете, мешает пониманию и осознанию реалий, необходимых для выработки принципиальных решений.
Еще один момент заключается в том, что обе страны заинтересованы в достижении своих целей и интересов. Путем взаимопонимания общих интересов и распознавания общих угроз можно найти основу для взаимодействия и развития сотрудничества, чтобы превратить слабые стороны в сильные и использовать их для укрепления взаимодействия между нашими странами.
В то же время, руководители наших стран знают, что наш регион является очень важным, и поэтому стремятся сохранять и укреплять искрение отношения и устранять любое недопонимание.
- Как Вы знаете, этот год был ознаменован годом «перезагрузки» в отношениях между Россией и США. Вы уже выше упомянули о «противниках» развития дружественных российско-иранских отношений, подразумевая западные страны, и в частности США. В этой связи, как Вы считаете, пересмотр отношений между Москвой и Вашингтоном может повлиять на российско-иранские отношения?
- Видите ли, американцы стараются оказывать давление на Исламскую Республику Иран, что они и делали в течение последних 30 лет. Они хотят, чтобы Тегеран отказался от своего независимого политического курса, и, в конечном счете, Вашингтон смог восстановить свое утраченное влияние в Иране. Они стремятся усилить это давление путем использования различных экономических и политических инструментов и факторов, в том числе через привлечение на свою сторону другие страны, в частности Россию.
Однако, по моему мнению, как эксперта по политическим вопросам, между Россией и США ощущается атмосфера недоверия, и существуют разногласия. Эти разногласия не могут быть устранены за короткий промежуток времени, что не позволяет Москве и Вашингтону договориться по всем вопросам.
Мы еще не забыли, что совсем недавно республиканцы в США называли огромную и единую Россию своим главным и опасным врагом. Несмотря на то, что сегодня республиканцы не у власти, они все-таки имеют очень большое влияние в американском обществе, и пользуются достаточным весом для оказания влияния на выработку и принятие политических решений.
Поэтому я не думаю, что наличие существующих противоречий в позициях между руководством России и США может как-то повлиять на ирано-российские отношения.
Кроме того, Россия рассматривает Иран в качестве региональной державы, и представляется сомнительным, что Москва пожертвует дружбой с надежным соседом, ради краткосрочных и дорогостоящих отношений с Вашингтоном.
С другой стороны, независимый и спокойный Иран на юге России является фактором стабильности и безопасности в прикаспийском регионе, Центральной Азии и Кавказе.
Также Иран является прочным барьером на пути проникновения экстремизма и наркотиков на территорию России. Таким образом, я думаю, что во внешней политики России Иран и США каждая страна по отдельности занимают свое место. Естественно, что при таких условиях Россия не отдаст свои долгосрочные интересы за мимолетные улыбки.
- Следуя Вашим словам, Россия является дружественной Ирану страной. Как Вы, в этой связи, можете объяснить негативный настрой к России иранской общественности?
- Запад постоянно ведет злонамеренную и противоречащую истине пропаганду, которая нацелена на дискредитацию России. Естественно, что в результате предпринятых Россией шагов и организованного нагнетания негативной атмосферы со стороны западных средств массовой информации в Иране среди различных интеллектуальных слоев и некоторых политических кругов, а также течений усиливаются антироссийские настроения. Однако, мнение этих кругов, которые попали под влияние западной пропаганды, не является официальной позицией Ирана.
Кроме того, Иран не хочет жить в изоляции, отделивших от других стран. Любая страна должна иметь друзей и соратников. Однако, партнерство с друзьями и коллегами не означает, что позиции, подходы и интересы одной страны должны обязательно совпадать с позициями и подходами ее партнера. Партнеры всегда должны стремиться к тому, чтобы сохранялись условия для обеспечения общих интересов на основе взаимного доверия и взаимоуважения.
Каким образом можно бороться с антироссийскими настроениями? Что должна сделать Россия для того, чтобы устранить негативное отношение к себе иранской общественности?
Полагаю, что российское руководство должно принимать в расчет желание иранского народа, и те побудительные мотивы, которые он испытывает по отношению к развитию сотрудничества с Россией. Думаю, что Россия обладает необходимым потенциалом для сотрудничества и партнерства с Ираном, а также для последовательной защиты общих интересов.
Что касается переговоров с «шестеркой», то вам известно, что несколько месяцев назад эта группа настаивала на продолжении переговоров с Ираном с целью урегулирования его ядерной проблемы. Когда мы согласились продолжить переговоры, их представители в своих интервью сказали, какими должны быть результаты переговоров. Конечно, это совершенно смешно. Мы не можем и не должны заранее определять итоги того, что от нас не зависит.
Было время, когда компания «Форд» выпускала автомобили только красного цвета. В своей рекламе компания сообщала, что покупатели могут приобрести автомобиль любого цвета по желанию, но с условием, что этот цвет будет красным.
Иногда от некоторых стран «шестерки» слышны приглашения к переговорам, однако с таким условием, что Иран должен отказаться от обогащения урана, что в соответствии с международными правилами является законным правом Исламской Республики Иран. Мы ожидаем, что правительство России в качестве партнера, заслуживающего доверия, выработает последовательную позицию, которая будет отличаться от позиций остальных пяти стран-членов «шестерки».
Наши опасения логичны. Вы сами можете убедиться в этом. Иран подписал контракт с одной из западных стран на поставку радиолокационных наземных радаров для иранских аэропортов. Однако, европейский партнер не торопится выполнять взятые на себя обязательства, несмотря на то, что вопрос достаточно простой.
Естественно нас беспокоит подобная позиция западных стран. Если мы отдадим им наши ядерные материалы, то потом нам не вернут топливо для тегеранского исследовательского реактора. Точно так же, как они не поставили в Иран радары.
В этой связи иранская общественность ожидает, что Россия, понимая ситуацию, поддержит Иран.
Мы за 18 месяцев ранее установленного срока информировали Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) о втором заводе по обогащению урана «Форду». Затем мы приняли две группы инспекторов МАГАТЭ. Однако, они, вопреки правилам МАГАТЭ, требуют от нас, чтобы мы заморозили строительство завода «Форду».
Если бы мы хотели подчиняться силе и гегемонии западных стран, то мы бы не совершали революцию 30 лет назад, и не терпели и не сопротивлялись бы в течение 8 лет беспощадной агрессии Ирака, который поддерживался и снабжался современным оружием массового уничтожения этими же странами, которые сегодня предъявляют к нам требования.
- Раз мы уже перешли на обсуждение иранской ядерной проблемы, то Вы не могли бы в этой связи прокомментировать последнее заявление президента Ирана Махмуда Ахмадинежада относительно того, что дружественные отношения Ирана с МАГАТЭ закончены и какие дальнейшие действия Ирана?
- В прошлом мы делали все, что от нас требовалось для создания атмосферы доверия, и даже пошли на добровольную приостановку работ по обогащению урана. Запад, в свою очередь, пренебрегая доброй волей и честностью Ирана, сделал все, чтобы разрушить эту атмосферу.
В нынешней ситуации предусмотреть дальнейшие действия не просто. Фактически все зависит от результатов консультаций, которые в настоящее время ведутся между правительством и меджлисом Ирана. Но в целом с нашей стороны путь для продолжения переговоров и для конструктивного взаимодействия без каких-либо предварительных условий открыт. Иранские официальные лица предложили конкретные формы работы, в том числе порядок синхронного обмена топлива в Иране. Теперь нужно посмотреть, обладают ли западные страны доброй волей или нет?
- Вы уже сказали, что у иранского руководства есть определенные опасения по поводу возможных действий западных стран в отношении Тегеране, в случае, если иранский низкообогащенный уран будет вывезен на пределы страны для дообогащения, как это предусматривает предложение Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Можно ли говорить, что предложение МАГАТЭ больше не рассматривается иранской стороной, или все-таки существует возможность реализации этого предложения?
- Вот смотрите, я приведу пример, касающийся рациональной позиции Ирана. Вы знаете, что позиция некоторых западных стран напоминает того грабителя, который забрался в ваш дом, и требует от вас, чтобы вы отдали ему свои средства защиты. Тогда он сможет спокойно уйти из вашего дома. По-вашему, это разумно и логично? Если вы отдадите ему свои средства защиты, то где гарантия того, что он не ограбит ваш дом?
Как я уже отметил, было бы рационально осуществить обмен низкообогащенного урана на необходимый для тегеранского исследовательского реактора обогащенный до 20% уран синхронно на территории Ирана. Если мы отправим свой уран за границу, а взамен ничего не получим, то в таком случае к каким средствам нам нужно будет прибегнуть? Разве ситуация не может превратится в точно такую же, как это было с десятками контрактов, которые Запад не выполнил.