Украинцы устали от политики и постоянной борьбы, чувствуется, что люди хотят определенности и стабильности, надеются, что власть займется, наконец, практическими вопросами – повышением уровня жизни, инфраструктурой, укреплением взаимовыгодных экономических связей с соседями, в том числе и с Россией. Ведь для России очень важно, чтобы дела у украинцев шли хорошо, поскольку Украина является стратегическим партнером России, считает глава миссии наблюдателей Межпарламентской ассамблеи СНГ, заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин. В целом, по его словам, подготовка к президентским выборам на Украине идет организованно и спокойно, хотя есть и определенные недостатки – например, на местах не хватает общей информации о выборах. О своих впечатлениях Александр Торшин рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Захару Виноградову.
- Что вы увидели в Украине? Как идет подготовка к выборам?
- Я прилетел в Украину первого января, была метель, плохая погода. И мы тут же пересели на самолет и полетели в Одессу. Второе января целиком посвятили Одессе, встречам с избирателями, со штабами. Нам удалось посетить шесть таких штабов.
Ну, первое впечатление очень хорошее. В штабах кандидатов занимаются реальным делом, реальной работой, и по сравнению с 2004 годом организованности в деятельности этих штабов стало больше. У них разные настроения, они по-разному оценивают ситуацию. Единственное, что все говорят о том, что значительная часть электората, населения - не определилась. Цифры идут от 10% до 30%. Речь идет о том, что эти люди будут определяться в самый последний момент.
Сейчас уровень политического противостояния невысокий. Выборы проходят более организованно, меньше митинговых страстей. Политика всех достала, люди хотят, чтобы избрали сильного национально ориентированного президента, чтобы, наконец, это (противостояние) закончилось.
Но это не закончится. Ведь подготовка идет не к одним выборам, а уже к двум. На самом деле, выбирая сейчас президента, штабы имеют в виду 30 мая (когда будут выборы в муниципалитеты и в органы местного самоуправления). Для них – региональных штабов – это, может быть, важнее за выборы президента. После первого тура президентских выборов будет понятно, кто на местах может на что-то рассчитывать.
- В конце года Луценко, выступая на Западе Украины, заявил, что в случае победы Тимошенко, премьера не будет. То есть, президент будет совмещать и премьерские функции, и президентские…
- И как это соответствует законодательству? Никак. А вот смотрите, какую картину рисует один из политологов, один из руководителей штаба: не хотите получить сразу трех президентов по результатам второго тура? Один - некому сдавать полномочия, второму заблокируют трибуну – не дадут присягнуть, а третий оспорит – и по совокупности судов будет судами назначен президентом. И как выходить из этой ситуации, если решения ЦИК не подлежат обжалованию в суде?
Поэтому цель украинского общества – принять результаты выборов. Потому что иначе Украина попадет в зону высочайшей турбулентности, когда будут январско-февральские выборы, их результаты дотянутся до майских, а если и дальше будет кризис, то «влетим» и в летние парламентские выборы. А все это, кстати, идет вопреки чаяниям украинского народа, желающего, чтобы все это успокоилось.
Я из Одессы отправился по регионам. Мы ехали по трассе Одесса-Львов, и пересекли и Николаевскую, и Тернопольскую, и Винницкую области. Метода простая: едешь, видишь – флаг висит – сельсовет, подъезжаю к сельсовету, спрашиваю, где избирательный участок. Говорят, что участок закрыт – праздники – но на нем ничего нет: ни часов работы, ни информации, где списки можно проверить. То есть, информационная поддержка близка к нулю. В украинских селах нет плакатов: «17 января. Все на выборы!».
За все наше путешествие я нашел только два работающих в школах избирательных участка. Там сидели пожилые люди и приводили в порядок помещения, но, опять-таки, ни вывески, ни других атрибутов не было. С другой стороны, население, с которым я разговаривал на автовокзале, у колодцев, в кафе, просто на улице – они все знают, когда будут выборы, где они будут. Открытки получили все вовремя. Когда я начинаю спрашивать о том, пойдут они на выборы или нет, настроение у тех людей, с которыми я разговаривал, становится апатичным.
Следующее, на что хотелось бы обратить внимание – ситуация спокойна.
Люди готовятся к выборам, как к празднику. Все-таки это будет событие. Какой-то агрессии в отношении кого-то – нет. Есть озабоченность: а что будет после второго тура?
Ведь ясно, что для трех участников эти выборы последние – для Ющенко, Тимошенко и Януковича. Я считаю, что выборы будут проходить и спокойно, и законно, потому что все команды, все штабы без исключения выставили собственные механизмы контроля за проведением выборов и подсчетом голосов: это и протоколы с мокрыми печатями, это свои группы адвокатов, специальное обучение наблюдателей. Особенности этой кампании заключаются в том, что работают не столько с избирателями, сколько с избирательными комиссиями, куда делегировали огромное количество своих людей. Эти совместные усилия заблокируют возможности применения админресурса.
С другой стороны, надо готовиться к большому количеству скандальных ситуаций. На первый план выходят такие вопросы: чем платить пенсии? Как выполнять социальные программы? Что делать с инфраструктурой? Здесь вопросов больше, чем ответов.
- Каково Ваше впечатление об украинцах в целом?
- Вы знаете, оно везде разное. В подавляющем большинстве это такая… оптимистическая трагедия. Всех достало, все хотят определенности. Несмотря на то, что есть тяга к либеральным ценностям, к демократии, безусловно, хотелось бы и порядка. Хотелось бы, чтобы было обращено внимание и на инфраструктуру, на пенсии, на социальную сферу, на школу. Чтобы наконец-то политическое противостояние завершилось, и можно было бы заняться реальной экономикой. Хотя, рассматривая дальнейшие события, так вряд ли получится.
Люди после 2004 года сделали выводы. Уже не так легко политизируются, не так легко ведутся на политические лозунги, чуда не ждут, они приспособились. Одно из самых больших пожеланий: чтобы не было хуже. Сейчас возможность «майданов» минимизируется.
- С Вашей точки зрения, чем Украина является для России?
- Добрым хорошим соседом. Украина для России - это большое счастье, которое ниспослано Богом. Это моя точка зрения. Мы хотим, чтобы и в горе, и в радости мы были вместе. Украина для нас – это органичный экономический партнер, связанный (с нами) огромным количеством хозяйственных связей. Я не являюсь поклонником президента Ющенко, но я не перестаю повторять одну его поговорку: «Лучше три раза поссориться с женой, чем один раз с соседом». Очень практичный сосед. Если мы сумеем наладить межрегиональное сотрудничество, приграничное сотрудничество, добрососедское сотрудничество, то это будет отлично.